Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Сценарий на осенины в школе с конкурсами. Сценарий осеннего досуга в начальной школе

Внеклассное мероприятие

«Осенины»

Цель : привить детям любовь к русскому народному творчеству;

Познакомить с русскими народными праздниками, традициями;

Развивать устную речь учащихся.

Проводится для учащихся1-4 классов с приглашением родителей.

Зал украшен плакатами, картинами русских художников. запечатлевших осеннюю природу, осенние листья. Стол с дарами осени.

Оборудование : музыкальное сопровождение, предметы для проведения игр.

Ход праздника .

Звучит мелодия. Входит осень в сарафане, на голове венок из листьев.

Несу я урожаи,

Поля я убираю
Птиц к югу отправляю,

деревья раздеваю.

Но не касаюсь ёлочек и сосен,

Я- (осень)

Осень : здравствуйте гости дорогие. Здравствуйте ребята!

Какой сегодня праздник будем чествовать?

Расскажем мы вам сегодня о русских традициях празднования Дня урожая. О том, как отмечали его наши прабабушки и прадедушки.

Дети читают стихи:

1.Унылая пора, очей очарованье,

Приятна мене твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье

В багрец и золото, одетые леса.

2.Осень, роща золотая!

Золотая, синяя,

А над рощей пролетает стая журавлиная.

Высоко под облаками гуси откликаются,

С дальним озером,

С полями до весны прощаются.

3.И в лесу не слышно смеха.

Песенка оборвана.

Замолчало наше эхо- звонкое, задорное!

Все дорожки заметает, тропки над полянами

Осень- роща золотая с листьями багряными!

Осень: - Шла я к вам не день и не два. Долог был мой путь с Крайнего Севера. Явилась я в ваши края хозяйкой и сразу же принялась за работу. Недаром про меня говорят:

Осень- изменений восемь.

Сможете ли вы назвать восемь осенних изменений в природе?

1. От каждого класса приглашаются по 1 участнику: по очереди назвать осенние изменения в природе.

Ребята, я пришла к вам со своими помощниками- осенними месяцами:

Какой первый осенний месяц? (заходит сентябрь- ученик 3 класса)

Сентябрь: сентябрь – от слова сэптебр. (Седьмой.) В старину на Руси сентябрь был седьмым месяцем. Древнерусские названия сентября- вересень», «хмурень». «ревун», «желтень»

А почему меня называли «хмурень» и «ревун»? (за хмурое небо, ветреную погоду, дожди)

А «желтень»? (по цвету растений в это время)

А какие пословицы вы про меня знаете?

    Конкурс пословиц про сентябрь.

Девушки в русском сарафане:

    15 сентября по народному календарю «Семён - летопроводец». В этот день говорили так: « Семин день - семена долой: Каждая хозяйка до этого дня должна собрать все созревшие семена с грядок до следующей весны. Кто запоздает с этой работой - может остаться на следующий год без семян, потому, что они опадут с растений или начнут гнить.

2 девочка: В период с 15 до 22 сентября наступало «бабье лето». В это время закончены все основные работы на полях, и начинаются работы по дому.

В эти дни был обычай хоронить мух, тараканов, блох, надоевших за лето.. делали из моркови, репы, брюквы маленькие гробики. Складывали в них мух и закапывали с такими словами:

Мухи, вы мухи, комаровы подруги,

Пора умирать. Муха муху ешь, а последняя, себя съешь.

Игра «Ловля мух»: от каждого класса по 2 участника- «мухи», и 1 ведущая- «девушка». Задача «девушки» за 1 мин. поймать как можно больше мух. Затем роли меняются. Игра проходит под подвижную музыку.

Осень : Стоит лепёшка на одной ножке,

Кто мимо ни пройдет, всяк поклонится. Что это?

Стих: « Рыжик»

Осень : 27 сентября в народе отмечается праздник «Воздвижение». С этого дня в огороде убирают последние овощи, какие?

В народе говорят: «Воздвижения жди, да репку рви»

Сценка «Что нам осень принесёт?»-2 класс

1 девочка:

Однажды хозяйка с огорода пришла

Хозяйка в корзине домой принесла…

(Из большой корзины выглядывают овощи и загадывают загадки)

1.Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко,

Ведь правда вкусная (…)?

2.Сидит Ермошка

На одной ножке,

На нём сто одежек

И все без застёжек

3.Заставлю плакать всех вокруг

Хоть я и не драчун, а (…)

4.Он круглый и красный

Как глаз светофора.

Среди овощей нет сочней (…..)

5.Лежит урода посреди огорода,

На всех зла,

А всем мила. (…..)

6.Лежит Егор под межой,

Накрыт зелёною фатой.

7.Хоть я сахарной зовусь,

Но от дождей я не размокла.

Кругла, румяна, сладка на вкус,

Узнали вы? Я (……)

8.Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. (…….)

Инсценировка песни «Что нам осень принесёт?»

Осень: Уж падают желтые листья,

Уж воздух остыл и свежей, на землю спускается вечер

Всё раньше, с днём каждым темней.

О каком месяце загадка?

Выходит октябрь.

Октябрь- от слова октобер (восьмой)- в Древнем риме октябрь был восьмым месяцем.

Октябрь в народе называют листопадником, листобоем.

Другое название – грязник, хлебник, капустник.

Догадайтесь, ребята, почему такие названия носил октябрь у русского народа?

Грязник- потому, что часто шли дожди и размывали дороги.

(Знать осень в октябре по грязи.)

Хлебник- собрали весь урожай с полей.

Капустник -рубили капусту на засолку: «Сентябрь пахнет яблоком, октябрь –капустой»

1 мальчик:

Вот и подошло 8 октября – время убирать с огорода капусту. Этот день в народе называется Сергей- капустник. После уборки капусты её старались быстрее засолить, пока не задрябла. Это была работа для всей семьи, каждый старался принять в ней участие- от мала до велика. А чтобы капуста не перекисла. Клали в неё осиновое полешко.

Конкурс- эстафета: приглашаются от каждого класса дети и родители. За 5 минут надо нашинковать капусту для засолки.

(1 участник очищает капусту, второй режет, третий трет морковь, четвёртый солит, пятый убирает рабочее место.)

По окончании конкурса работу отмечают аплодисментами.

2 мальчи к: На Руси свято соблюдался обычай, по которому можно было ждать хорошего урожая капусты на следующий год. Самый старший член семьи, бабушка, пекла пирожки с капустой, с первым пирожком бежала на капустную грядку, закапывала его там и приговаривала: «будь густой, а не будь пустой»

Игра: дети делятся на 2 команды по несколько человек в каждой. У каждого участника по пирожку в руке. По очереди участники подбегают к капустной грядке, кладут пирожок и приговаривают: « Будь густой, а не будь пустой ». Потом возвращаются к своей команде. (пирожки можно постряпать из соленого теста, а капустная грядка- листы капусты, которые остались после предыдущего конкурса.)

Осень: Листик, листик вырезной.

Солнышком окрашенный,

Был зелёный ты весной,

А теперь оранжевый.

Осень: вот и наступает 14 октября. – покров Пресвятой богородицы, один из самых почитаемых праздников на Руси. Существуют приметы погоды, связанные с этим днём.

    Каков Покров- такова и зима.

    Если суббота перед покровом наголе, так до 8 ноября снега не будет.

    На покров до обеда- осень, после обеда- зима.

    В октябре зима с бела гнезда снимается, к мужику в гости собирается.

3 мальчик : с этого дня начинали утеплять дома. Мужицкая работа- задолго до Покрова привести мох с болота, высушить его, приготовить для утепления избы. А потом со словами: «батюшка Покров, покрой нашу землю теплом, а хозяина добром», начинали заделывать щели.

3 девочка : на Покров, когда все работы закончены, в амбарах лежал обмолоченный хлеб, а в погребах – заготовленные овощи, варенья и соленья, начиналась на деревне пора свадеб. Белое одеяние земли на Покров напоминает белый наряд невесты. Если снежок выпал на Покров, то просватанную девушку ждёт счастье, отступит от её порога нечистая сила.

Частушки.- 4 Потешки «Уля и Филя», « Тит, иди молотить»- 1 класс.

Осень:

Осень в сад к нам пришла

Красный факел зажгла.

Здесь синички снуют

И галдя его клюют.

В сенокос горька,

А в мороз сладка.

Что за ягодка?

Конкурс стихов про осень.

Песня « То берёзка, то рябина»-3 класс.

На этом наш праздник заканчивается. Осень приглашает всех на чаепитие.

Осенний бал

(внеклассное мероприятие)

1. Праздник проводится в период «золотой осени» в природе.

2. Участники – учащиеся начальной школы (1 и 4 класс).

3. Цели и задачи мероприятия:

  • обогащение знаний учащихся о приметах осени;
  • сплочение классного коллектива;
  • формирование коммуникативных навыков между учащимися разновозрастных групп;
  • пропаганда здорового питания.

4. За две недели до начала праздника детям сообщается дата проведения мероприятия и даётся задание (по желанию): подготовить костюм соответствующей тематики. Сообщается, что одним из пунктов бала будет демонстрация костюмов.

5. Перед праздником зал украшается листьями, цветами и другими атрибутами осени.

6. Необходимо продумать музыкальное сопровождение.

7. Для праздника необходимо приготовить следующее оборудование:

  • шапочки овощей, фруктов, цветов, ягод;
  • 2 платка, 2 подноса, 2 набора разрезанных овощей, фруктов и ягод, шпажки для конкурса;

ХОД ПРАЗДНИКА

Звучит музыка «Осень в лесу»

Ведущий:

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня наш праздник посвящен прекрасному, нежному и грустному времени года – осени. С приходом осени дни становятся короче, а ночи длиннее. Золотыми свечками загораются деревья. По утрам плывет туман. Удивительно переменчивы картины осени.

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Осень – время года, про которое говорят – сырое, дождливое. Но про осень говорят и другие слова – золотая, багряная.

Звучит музыка, появляется Осень

Осень: Вы обо мне? А вот и я!

Привет осенний вам, друзья!

Вы рады встретится со мной?

Вам нравиться наряд лесной!

Вот пришла моя пора,

К вам я в гости прибыла.

Все закончить в срок успела,

Я леса, поля раздела,

Урожай весь собрала,

Птиц на юг отправила.

Лето красное стояло,
Долго власть не уступало.
Но всему приходит срок –
Я явилась на порог.

Говорят мне: Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла!
И меня ребята спросят

Дети: “Что в подарок принесла?”
Осень: Принесла я вам муки!
Дети: Значит, будут пироги!
Осень: Принесла вам гречки!
Дети: Каша будет в печке!
Осень: Принесла вам овощей!
Дети: И для супа, и для щей!
Осень: Рады ли вы грушам?
Дети: Мы их впрок посушим!
Осень: А уж яблоки, что мед!
Дети: На варенье и компот!
Осень: Принесла я меду!
Дети: Полную колоду!

Учащиеся

2 класса с танцем «Осень постучалась к нам»

Ведущий : А еще осень – пора сбора хлеба, овощей, время заготовки запасов на долгую зиму. Так что это время года щедрое, урожайное.

Во саду ли, в огороде
Были мы ребятки.
Мы расскажем вам о том,
Что растёт на грядке.

2. Я – румяная редиска ,
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалит себя зачем?
Я и так известна всем.

3. Я – приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я ваш друг,
Я – простой зелёный
лук .

4. Я, картошка , так скромна –
Слова не сказала…
Но картошка так нужна
И большим и малым.

5. Про меня рассказ недлинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда
морков ный сок –
Будешь крепок и здоров.

6. Свёклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай –
Лучше свёклы нету.

7. Очень будете довольны,
Съев
огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Всем понравится конечно.

8. Я большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны.
Так приятен я на вкус –
Замечательный
арбуз .

Морковь:

Я, морковка- веселушка!

Под гармонь пою частушки.

Хвалят не нахвалятся:

Какая я красавица!

Перец:

Меня ценят не напрасно-

Перец знают все прекрасно!

Кушаю вечером и днем.

Очень много пользы в нем.

Капуста:

Все с капустой очень дружны

Витамины людям нужны.

Вкусный из меня обед:

Щи, солянка, винегрет.

Картошка:

Вот красавица картошка

Утопает вся в цветах.

Кто у грядки появился,

Всяк ей низко поклонился.

Помидор:

А вот в красную рубашку

Нарядился помидор.

«Ах, какой жених красивый!»-

Слышен всюду разговор.

Осень: Пришла я, ребята, не одна, со мной пришли братья- осенние месяцы

СЕНТЯБРЬ : Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к вам пришел?
ОКТЯБРЬ : Все мрачней лицо природы –
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к вам явился?
НОЯБРЬ : Чёрно поле – бело стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?

ОСЕНЬ: Ребята, давайте поиграем в “ Рифмофокусы ”. Это очень простая игра. Я зачитываю вас стихотворение, а вы должны его закончить быстро и правильно. Обязательно быстро! Готовы? Тогда начнём:

Знают Петя и Алена,
Что банан всегда… сладкий.
На столе – лимончик гладкий,
А на вкус он очень… кислый.
Вот арбуз – большой и спелый –
А разрежешь – очень… красный.
Огурец возьми любой,
Он по цвету… зеленый.
Сухофрукт полезен очень,
Посмотри, какой он… сухой.
Его не съешь, как лист капустный,
Острый перец очень… горький.

Ведущий: Для осени учащиеся 1 класс приготовили в подарок песню.

Песня 1 класса «Осень в золотой косынке»

Ведущие: И снова подарки для Осени.

Дети 3-го класса читают стихи.

В палитре у осени разные краски,
И даже зверюшки меняют окраску.
Цвет рыжий на серый лисице менять,
И белым всю зиму зайчишке скакать.

Есть цвет – ярко-жёлтый,
Есть – светло-зеленый...
Нам с тёплого лета
Знакомый, знакомый...

А есть – голубой,
Ну, как будто дождинки...
Ещё знаю красный,
Цвет ягод калинки.

Как много красок осень принесла,
Природу как на карнавал одела,
И мы, окончив разные дела,
Возьмёмся за другое дружно дело.

* * *

Будто рыжая лиса,
Бродит осень по лесам.
Где махнёт хвостом пушистым,
Золотыми станут листья.

Стали жёлтыми сады,
Всюду осени следы.
Лист осины вспыхнет в чаще,
Как фонарик настоящий.

Сценку нам покажут ученики 3 класса класса. Она называется «Как помидор стал красным».


Вед. Жили на одном огороде овощи.


Выходят девочки в шапочках с изображением овощей и представляются.


- Я - весёлый молодец. Я – зелёный – огурец.
- Без меня на грядке пусто. А зовут меня – капуста.
- Без меня вы как без рук. В каждом блюде нужен лук.
- Любят дети с давних пор вкусный, сладкий помидор.


Вед.

Хозяйка любила свой маленький огородик, и каждый день поливала его.
Хозяйка: (ходит с лейкой поливает овощи) - Я полью свой огород, он ведь тоже воду пьёт.

Вед.

Овощи с каждым днём росли и зрели. Жили дружно, не ссорились. Но однажды помидор решил, что он лучше всех, и начал хвастаться.


Помидор:

Я на свете всех вкуснее, всех круглее, зеленее.


Огурец:

Слушай, это просто смех – хвастать, что ты лучше всех.


Лук:

Не поймёт никак он, братцы, некрасиво задаваться!


Вед.

А помидор всё своё твердил.


Помидор:

Я на свете всех вкуснее, всех круглее, зеленее.
Меня взрослые и дети любят больше всех на свете.


Овощи (хором):

Хвалился, хвалился и с куста свалился!


Вед.

В это время пришла хозяйка собрать овощи на обед. Всех с собой взяла, а помидор не заметила.
Летела мимо ворона.


Ворона:

Кар! Кар! Позор! Кошмар! Не хотел с нами быть дружен, будешь никому не нужен.


Вед. Стыдно стало помидору. И покраснел он от стыда.


Помидор: - Вы меня, друзья, простите. Вы меня с собой возьмите.


Вед. Услышала эти слова хозяйка, сжалилась и взяла помидор. Хотите, верьте, хотите, нет, но с тех пор помидоры становятся красными.

Ведущий:

Сейчас мы с вами поиграем в игру « Что растёт в огороде? » Я буду задавать вопросы, а вы на них отвечать словами «да» или «нет».

Растёт капуста в огороде?

Да!

Краснеет помидор всегда?

Да!

А лук на грядке зеленеет?

Да!

Картошка в огороде зреет?

Да!

И на траве, как на подушке, растёт зелёная лягушка?

Нет!

Есть в огороде перец сладкий?

Да!

И кабачок растёт на грядке?

Да!

Морковка выстроилась в ряд?

Да!

Растёт на грядках шоколад?

Нет!

Растут укроп, фасоль, горох?

Да!

Растёт большой и злой бульдог?

Нет!

Игра «Ладошки».

Вот игра у нас какая –

Хлоп ладошка, хлоп другая.

Правой – левую ладошку

Мы похлопаем немножко,

А теперь ладошкой левой

Ты хлопки погромче делай!

Вверх ладошки – хлоп, хлоп,

По коленкам – шлёп, шлёп,

По плечам теперь похлопай,

По бокам себя пошлёпай,

Можем хлопать за спиной,

Хлопаем перед собой,

Справа можем, слева можем

И крест – накрест руки сложим!

Ведущий: - Братья-месяцы предлагают вам отгадать загадки о животных.

1.Лесом катится клубок

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами. (Еж)

2.Зимой беленький,

А летом серенький.

Никого не обижает,

А всех сам боится. (Заяц)

3.На овчарку он похож.

Что ни зуб - то острый нож

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

4.Летом ходит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза пряча нос. (Медведь)

5.По деревьям - скок да скок

Живой порхает огонек. (Белка)

6. Не на рыбу, а сеть расставляет (паук)

7. Осенью в щель заберется, а весной проснется (муха)

8. За деревьями, кустами промелькнуло быстро пламя. Промелькнуло, пробежало - нет ни дыма, ни пожара (лисица)

9. Длиннющая старуха без рук, и без ног, и без брюха. Всегда укусить норовит, она как гусыня шипит (змея)

10. Мать, отца не знаю, но часто называю детей знать не буду, чужим сбуду (кукушка)

11. Не птичка, а с крыльями (бабочка)

12.Под сосною у дорожки кто сидит среди травы?

Ножка есть, но без сапожка, шляпка есть – без (ГРИБ)

13.Пусть растет она в земле, а бывает на столе.

Пусть сперва, грязна она, да рассыпчата, вкусна.

Ее сварим на обед,

Сделаем гарнир и винегрет. (Картошка.)

14.Рос под солнцем и дождем, тяжелея с каждым днем.

Повалился на бочок толстый, нежный…

(кабачок).

15.Лето целое старалась, одевалась, одевалась.

Завила одежки густо. Как зовут ее? (Капуста.)

16. Летом все на грядке свежие, зеленые,

А зимою в банке – крепкие, соленые. (Огурцы.)

17.Из нары за чёлку пышную

Я тянул лисицу рыжую.

Но не хитрую плутовку,

А хрустящую…. (морковку)

18. А на этой грядке.

Выросли загадки,

Сочные да крупные,

Вот такие круглые,

Летом зеленеют,

К осени - краснеют. (Помидоры)

19Тридцать три одежки,

Кто их раздевает –

Слезы проливает. (лук)

20. Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту, зовусь я…. (Подосиновик)

Осень: Молодцы, ребята.

Все загадки отгадали,

Всех животных вы узнали.

Ну пора мне собираться,

В лес осенний возвращаться.

Ведь зима наступит скоро,

Дел моих ещё там много:

Нужно мишку усыпить,

Птиц на юг препроводить.

Очень весело мне было!

Всех ребят я полюбила,

Но прощаться нам пора…

Что поделать? Ждут дела!

Ведущий: Спасибо тебе, Осень, что к нам пришла,

Много интересного нам принесла,

Объявляем первый конкурс: «Гости на пороге». Приглашаем 2 команды по 6 человек.
Для того чтобы угостить Осень, нужно сходить в магазин, а на улице льёт дождь. Вы надеваете калоши, раскрываете зонт, берёте корзинку и – в магазин за овощами. Каждый принесёт по одному овощу для салата. Кто справится с заданием первый – тот и победил.
Эстафетная палочка – калоши и зонт.

Жюри оценивает конкурс.

Осень: У нас на севере осень приходит не по календарю, а гораздо раньше. Поэтому все огородники стараются до холодов прибрать выращенные летом овощи.

Ведущие: А для чего человеку овощи?

Осень: А вот это мы сейчас спросим у ребят.

Ведущие: Ребята, расскажите нам о целебных свойствах овощей. Каждый ответ будет засчитываться 1 баллом команде.

Ведущие показывают изображения овощей. Командам надо дать сведения об их полезных свойствах.

1 конкурс: «Помоги белочке запасти шишки на зиму»

Каждой команде дается по 10 шишек и ведру. Каждый участник делает по 5 бросков, стараясь попасть в ведро. Броски суммируются по количеству попаданий.

Выигрывает та команда, у которой больше попаданий в ведро.

3 конкурс: «Подбери шишку»

Шишку в центр положи, себя в пляске покажи.

Кончит музыка играть,

Быстро шишку надо взять! (Музыка песни «Гоп – гоп» Верки Сердючки.)

5 конкурс: « Перейти лужи по камешкам».

Две команды детей в виде эстафеты перекладывают по две картонки, на которые становятся поочерёдно ногами и переходят в другой конец класса, кто раньше.

6 конкурс: «Определи по вкусу».

Определить по вкусу овощи и фрукты, нанизанные на зубочистки, с завязанными глазами.

Побеждает та команда, которая правильно определит больше овощей и фруктов.

7 конкурс для мальчиков «Собери урожай!»

Мальчики с завязанными глазами собирают в ведро, рассыпанный по полу, картофель. Побеждает та команда, которая соберет больше картофелин.

8 конкурс «Собери пословицы».

1.Лето со снопами, а осень с пирогами.

2. Холоден сентябрь, да сыт.

5. Весной дождь растит, а осенью – гноит.

9 конкурс для девочек: «Умелая хозяйка».

По 1 девочке из команды чистят картофель. Жюри определяет победительницу данного конкурса.

10 конкурс: «Волейбол с листьями».

Натягивается верёвка. На одной стороне лежат листья красного цвета, на другой – жёлтого. По команде дети по одному подбегают к веревке, поднимая листик, и перекидывают на другую сторону. Которая команда быстрее перекидает все листочки на другую сторону, та и побеждает.(Дети подбегают по очереди).

11 конкурс: «Угадай, чей листок!»

По полу рассыпаны листики разных деревьев по пять штук с каждого дерева. Каждому участнику нужно собрать листы одного дерева. Жюри оценивает сначала быстроту: какая команда быстрее собрала по пять листочков. Затем дети должны назвать листья какого дерева у них в руках. Засчитываются только правильные ответы.

Конкурс «Поделка»

Для конкурса необходимы пластилин, спички, кусочки фруктов, овощей и грибов.

Ребята вместе с учителем лепят из пластилина тело ежика. Спички следует переломить пополам, а затем воткнуть в спину пластилиновому ежику. На полученные иголочки нужно разместить кусочки приготовленных продуктов. Чем больше их будет, тем лучше, ведь известно, что ежик очень запасливое животное. В процессе изготовления игрушек можно придумать ежику имя и даже сочинить какую-нибудь небольшую историю, где ежик будет главным действующим лицом.

Конкурс «Листопад»

Участники конкурса получают засушенный кленовый листок. Они подкидывают его воздух и дуют на него снизу, чтобы он не упал. Победителем окажется самый ловкий, тот, у кого листочек дольше всех продержится в воздухе.

Конкурс «Ловкое лукошко»

Дети делятся на две равные команды. Все участники встают в две шеренги. Первые участники получают маленькую корзинку с грибами. По команде учителя ребята передают корзинку от первого участника к последнему. А затем в обратную сторону. Передавать корзинку нужно на поднятых вверх руках.

Конкурс «Дары осени»

Дети делятся на две команды. Каждая команда получает 20 карточек с осенними дарами: картофель, маслята, черника, яблоко, морковь, помидор, свекла, малина, лисичка, голубика, груша, крыжовник, смородина, капуста, подосиновик, репа, кабачок, мухомор, слива, груздь. Они должны правильно разделить их на группы - овощи, фрукты, ягоды, грибы.

Конкурс «Найди лишнее»

Учитель называет четыре слова, одно из которых не подходит по тематике. Дети должны назвать это слово и объяснить, почему именно оно лишнее.

➢ Картошка - морковка - помидор - свекла.

(Помидор лишнее слово, это не корнеплод.)

➢ Лиса - волк - медведь - корова.

(Корова - лишнее слово, это домашнее животное.)

➢ Листья - грибы - ветки - корни.

(Грибы -лишнее слово, это не часть дерева.)

➢ Октябрь - март - сентябрь - ноябрь.

(Март -лишнее слово, это весенний месяц.)

➢ Сорока - дятел - синица - бабочка.

(Бабочка -лишнее слово, это не птица)

➢ Клен - сосна - береза - осина.

(Сосна -лишнее слово, это хвойное дерево.)

➢ Шишки - желуди - семечки - иголки.

(Иголки - лишнее слово, это не семена.)

➢ Груздь - смородина - масленок - опята.

(Смородина - лишнее слово, это не гриб.)

➢ Капуста - крыжовник - черника - малина.

(Капуста -лишнее слово, это овощ.)

➢ Ромашка -- рябина - незабудка - василек.

(Рябина -лишнее слово, это дерево.)

➢ Кедр - пихта - ель - дуб.

(Дуб - лишнее слово, это лиственное дерево.)

➢ Листопад - дождь -туман - гром.

(Листопад - лишнее слово, это только осеннее явление.)

➢ Подберезовик -- мухомор - подосиновик - сыроежка.

(Мухомор - лишнее слово, это ядовитый гриб)

Конкурс «Грибы-грибы»

Учитель дает описание гриба, а дети должны отгадать, что это за гриб.

➢ Мы знаем, что сырыми грибы есть нельзя, а название этого гриба говорит, что можно. (Сыроежка)

➢ Если этот гриб взять в руки, они покроются маслом. (Масленок)

➢ Этот гриб рыженький, и называется как одно лесное хитрое животное. (Лисичка)

➢ Красивая шляпка этого гриба имеет красные цвет в крапинку. Она часто вводит в заблуждение неопытных грибников. (Мухомор)

➢ Этот гриб растет только под березой. (Подберезовик)

➢ А этот гриб растет только под осиной. (Подосиновик)

➢ Этот гриб - «царь грибов». А называют его лишь белым цветом. (Белый гриб)

Конкурс «Собери листву»

На полу разбросаны кленовые листочки. Участникам конкурса завязывают глаза. Детей закручивают, а по команде «Вперед!» отпускают. В течение одной минуты они должны собрать как можно больше листочков. После того как будет проведен подсчет, объявляют победителя.

Конкурс «Дождик»

Участники конкурса танцуют под музыку, но как только музыка заканчивается, они должны сесть на корточки, положить руки на голову, как будто защищаются от дождя, и замереть. Тот, кто пошевелится, выбывает из игры. Конкурс продолжается до выявления одного победителя.

Конкурс «Фрукт-овощ-ягода»

Ребята становятся в круг. В центре - водящий. Он крутится и повторяет «фрукт-овощ-ягода». Как только он останавливается, то говорит любое из этих трех слов. Тот, на кого он указывает, должен быстро сказать название фрукта, овоща или ягоды, в зависимости от того, какое слово назвал водящий. В это время водящий считает до трех. Если за это время участник конкурса не успевает назвать слово, то он выбывает из игры. Повторять слова нельзя.

Конкурс «Осеннее разнообразие»

Ребята делятся на две команды. Каждая получает листок и ручку. В течение пяти минут из выражения «осеннее разнообразие» они должны придумать как можно больше новых слов. Буквы повторять нельзя. Когда ребята закончили, они по очереди называют слова. Та команда, которая придумает больше слов, и будет победительницей.

Конкурс «На внимание»

Ребята должны найти ошибки в предложениях.

➢ «На моем дереве в саду растет много опят».

➢ «Ягоды моркови очень вкусные».

➢ «Из сливовой косточки вырастет пушистая трава».

➢ «Кусты капусты растут по всему лесу».

➢ «Корнеплоды яблок сладкие на вкус».

➢ «Из мухоморов очень вкусный суп».

➢ «Репа красного цвета».

➢ «Хлеб растет на деревьях».

➢ «Осенью распускаются почки».

➢ «Первого сентября заканчивается учебный год».

Конкурс «Осенний букет»

Для конкурса необходимы: белый картон; засушенные березовые, кленовые, осиновые, дубовые листочки; клей; карандаш; фломастеры. На белом картоне дети рисуют вазу, раскрашивают ее, а затем составляют букет и приклеивают сухие листочки к картону. После этого можно устроить конкурс аппликаций.

Мы продолжаем соревнования. Сейчас от каждого класса сюда приглашаем по 2 участника. Мы проверим, как вы умеете работать в команде, и как вы умеете слушать друг друга. Один участник команды - это направляющий. Второму участнику завязывают глаза. Между участниками стоят кубики-грибочки. За 1-2 минуты нужно набрать как можно больше грибов.

Ребята наш осенний праздник подошёл к концу!

Торопится осень закончить дела

Старательно землю дождем полила,

Про птиц не забыла - на юг проводила,

В полях и садах урожай собрала.

Дарила нам разные фрукты сначала

Потом нас грибами она угощала.

Нам нравится осень,

Мы осени рады,

Но и зима к нам стучится в ограду.

Проводим мы осень веселою песней

И зиму суровую встретим все вместе.

Читают заключительное стихотворение.

Уходит тихо Лето,
Одетое в листву,
И остается где-то
Во сне иль наяву?

И ручеёк стеклянный,
И тёплая земля,
И над лесной поляной
Жужжание шмеля.

Приходит тихо Осень,
Одетая в туман,
Она дожди приносит
Из зарубежных стран.

И листьев жёлтый ворох,
И аромат лесной.
Осенний бал весёлый
Несёт она с собой.


ВЕДУЩИЙ. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами праздник под названием Осенины. Осенины – это встреча осени.

Звучит песня “ОСЕНИНЫ НА РУСИ”

_________: В старину на Руси наши предки справляли Осенины трижды. Первый раз-14 сентября. 14 сентября – начало Бабьего лета.

________: К праздничному дню первых Осенин был приурочен древний забавный обряд похорон мух и тараканов, надоедливых обитателей русского лета. К этому обряду народ сочинял разные заговоры, пословицы и поговорки, а также стихи-дразнилки.

Таракан дрова рубил,
Комар водушку носил,
В грязи ножки увязил.
Вошка парилася
Да ударилася
Ненароком –
Правым боком:
Ребро вывихнула.
Клопы подымали,
Живот надорвали.
Тараканы пошли вон
Вы лето летовали
А нам зиму зимовать.

_________: 2 классы исполнят песню “ой сад во дворе”

_________: Второй раз осенины справляли 21 сентября. Рано утром 21 сентября женщины выходили к берегам рек, озер, прудов встретить Матушку Осенину с овсяным хлебом. Одна из женщин стояла с хлебом, а другие с песней шли вокруг. Затем хлеб делили по числу народа и скармливали скотине.

_________: К этому времени весь урожай бывал уже убран, и крестьяне устраивали праздник, иногда в течение целой недели, ходили друг другу в гости, выставляли на стол все самое вкусное. И мы тоже с вами позовем сегодня в гости Осень.

ЗАКЛИЧКИ 2а, 2б, 3а, 3б, 4а, 4б.

Входит Осень под первый куплет “ Песня про осень”

ОСЕНЬ:

Добрый день, мои друзья!

Заждались, поди, меня?
Лето красное стояло,
Долго власть не уступало.
Но всему приходит срок –
Я явилась на порог.

Говорят мне: Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла!

Я и яблок, я и меду,
Я и хлеба принесла.
И хорошую погоду
Вам в подарок припасла!

А дождя вам не надо?

Песня «Тучи в небе кружатся, что ни день то лужица» 3 а класс.

Осень: В году сколько месяцев?

Пришла я, ребята, не одна, со мной пришли мои - осенние месяцы

СЕНТЯБРЬ:

Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к вам пришел?

ОКТЯБРЬ:

Все мрачней лицо природы –
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к вам явился?

НОЯБРЬ:

Чёрно поле – бело стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?

27 сентября – третьи ОСЕНИНЫ. В сентябре, когда урожай был собран, для русских крестьян начиналась одна из самых важных работ - рубка и засолка капусты. В эти дни дворы были завалены грудами кочанов.

Рубили капусту в корытах. Отдельно ту, которая позеленей (с горчинкой), отдельно белую (что послаще) – на вкус. Перед началом рубки полагалось перекреститься “С БОГОМ!” Пересыпая капусту солью, читали молитву на соль. Во время рубки капусты в избе стоял своеобразный звук. Говорили: “Жвакает, будто по снегу рубят”. Ну, а чтобы зимой капусту есть, нужно было летом хорошо потрудиться, чтобы ее вырастить. Давайте-ка мы сейчас в игру поиграем. Она так и называется – “Капуста”. Это будет наш огород. (кладет в огород кочаны – газета свернутая в шары) . А в огороде капуста растет.

(Стук в дверь).

_________ : Интересно, а это что за гость? (Появляется Пугало, робко идет, осматривается).

_________: Вот так гость! Так ведь это же самое настоящее огородное Пугало!

ПУГАЛО: Оно самое… Вы уж простите меня за мой внешний вид. Мне так положено, чтобы ворон пугать. (Осматривается).

__________: По-моему, Вы что-то потеряли.

ПУГАЛО: Да вот, капуста с моего огорода сбежала.

__________: Уж не эта ли капуста?

ПУГАЛО: Она самая…

__________: Ну что ж, с одного огорода сбежала, да на наш огород прибежала. Вот только сторожа нет на нашем огороде.

ПУГАЛО: Так ведь я могу за сторожа. (Встает посреди огорода ).

Ну вот, сторож есть, теперь осталось выбрать игроков и начнем игру.

ИГРА “КАПУСТА” ОДИН в огороде рвет, другой в ведра бросает.

Музыка (…)

________:А что ещё растёт на вашем огороде, уважаемое пугало?

ПУГАЛО: Сейчас увидите. Эй, друзья, идите-ка сюда! (Выходят дети в масках овощей.)

Овощи (хором)

Здравствуйте, гости!
Ребята и взрослые!

Летом вы к нам приходили,
А сейчас мы к вам пришли.
То, что летом вы растили,
Мы вам нынче принесли.

Я девица из темницы.
Вот зеленая коса.
Я всегда могу сгодиться,
Витамин дарю вам А!

Смородина

смородина, ребята,
Витамином С богата.
Коль подружитесь со мной,
Грипп не страшен никакой!

Подсолнух.

Мальчики и девочки
Очень любят семечки.
Я за солнышком слежу,
Витамин Е содержу.

Картофель.

Я картофель молодой.

Горох. Я горох.

Фасоль. А я фасоль.

Овощи (хором). Нынче праздник урожая.
Урожай совсем неплох.

Параскева - пятница покровительница семейного очага. С этого дня наступало время свадеб. Девушки прощались со своей прежней жизнью, с родным батюшкой и родной матушкой. И никто не знал, что их ждет в замужестве.

песня «Вьюн над рекой» 3 б класс.

_________: 14 ноября - Кузьминки , встреча зимы. Кузьминки - по осени поминки. Немало народных примет было связано с этим днем Снег на Кузьминки обещает большой разлив. Если на Кузьму-Демьяна лист остается на дереве, то другой год будет морозным.Кузьма и Демьян слывут в народе кузнецами. Очень просто:Кузьма да Демьян куют лед на земле и на водах

песня «Во кузнеце» 4 а класс.

__________: 22 ноября - с зимней Матрены зима встает на ноги, налетают морозы. Пролетела осень закончилась ее пора.

4б класс частушки про осень .

________: Теперь вы знаете, как раньше на Руси встречали Осень.

________: Ну а мы с вами встретили Осень нашей традиционной выставкой даров природы, необыкновенными овощами, выросшими у вас на даче, осенними поделками.

________: Осень, посмотри, какие у наших ребята и их родителей удивительные поделки из овощей и фруктов получились.

ОСЕНЬ: С удовольствием!

Сценарий праздника «Осенины».

Цель:1. Прививать детям любовь к фольклору, развивать интерес и уважение к своим национальным истокам.2. Развивать творческие способности3. Воспитывать чувство прекрасного

На сцене стол с самоваром.Ведущий Проходите, гости дорогие, в нашу светлицу водить хороводы, чайку откушать гармошку послушать.
Ученица Милости просим, гости дорогие!Заходите, погоститеДа нас всех повеселите!
Ученик Здесь и красные девицы,Добры молодцы кругом,И места всегда почетныеЗа обеденным столом.
Ученица Мир вам, гости дорогие,Вам явились в добрый час.Встречу светлую такуюМы готовили для вас!
Ученик Будет всем вам здесь приятноПобывать в гостях у нас.Пирогов отведать вкусныхИ чайку напиться всласть
Ученица А где же пироги?
Ведущий Будут вам и пироги.А сейчас посидим рядкомДа поговорим ладком.А поговорить нам есть о чем. Отгадайте загадку.Пусты поля,Мокнет земля,Дождь поливает,Когда это бывает?Верно. Сегодня мы поговорим об осени.
Ведущий . Вот и лето прошло. Осень – красна девица, просится на двор. Солнышко меньше греет, да погода чаще меняется. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет. Давайте пригласим к нашему столу Волшебницу – осень. (Слайд)
Осень Вы обо мне? А вот и я!Привет осенний вам друзья!Вы рады встретиться со мной?Вам нравится наряд лесной-Осенние сады и парки?Я пришла на праздник к вамПеть и веселиться.Я хочу со всеми здесьКрепко подружиться!
Ведущий Проходи, Осень, садись к столу. Послушай, какие стихи ребята о тебе выучили.(Слайд- осень)Ученик Незаметно пролетело лето,Наступила осень золотая,Журавли курлычат в небе где-то,В вышине над нами пролетая.
Ученик Праздник осени у насКак светло и весело.Вот какие украшеньяОсень здесь развесила.
Ученик Каждый листик золотой-Маленькое солнышко-Соберу в корзину я.Положу на донышко.Сохраню я листики.Осень продолжаетсяДолго дома у меня осень не кончается(слайд-листья)Ученик Рыжая осень устроила бал,Пышный,нарядный, цветной карнавал:В желтом березы, в пурпурном осины,Алые бусы на ветках рябины,(Слайд- рябинаУченик Ели и сосны в наряде зеленом,Ивы серебрены, в золоте кленыОсень ковер расстелила из мхов,В нем разноцветные шапки грибов.
Ученик Чтобы в садах было ярко и пышно,Груши развесила, яблоки, вишни.Дождик на струнах вам песни сыграет,Осень на бал всех детей приглашает
Танец «Дождик » (танцуют 2 девочки с зонтами)
Осень. Спасибо, ребята, замечательные стихи.Я пришла на праздник с тремя братьями- осенними месяцами.Узнайте их.
Сентябрь: В году 12 месяцев, и три из них осенние. Я-первый.Ясным утром сентябряХлеб молотят селаМчатся птицы за моря,И открылась школа.(Слайд - сентябрь)
Обо мне есть много пословиц
Сентябрь-отлётная пора.Сентябрь- чародей света.Сентябрь-пора золотой осени.(слайд)
Сентябрь : В сентябре осень то ласкает тёплым солнышком, словно играя в лето, то мелким холодным дождём, напоминает, скоро зима.
(Выходит второй месяц- октябрь)
Октябрь: А я месяц первых снегов, первых холодов.Меж редеющих верхушек,Показалась синеваЗашумела у опушекЯрко-жёлтая листва.
И о обо мне есть пословицы
Октябрь землю покроет, где листком, где снежком.В октябре и лист на дереве не держаться.(слайд- октябрь)
Октябрь: Летят под полями последние стаи.Последние листья в лесу облетают.
Танец с листьями
(Выходит третий месяц – ноябрь).
Ноябрь: Поле черно-белым стало,Падает то дождь, то снег,А ещё похолодало,Льдом сковало воды рек.Мёрзнет в поле озимь ржи,Что за месяц, подскажи?
Дети: ноябрь.
Ноябрь:Много обо мне люди пословиц придумали.Ноябрь – ворота зимыВ ноябре зима с осенью борется. (слайд -ноябрь)
Ведущий Спасибо, братья месяцы, что пришли к нам на праздник, а теперь садитесь. Будьте нашими дорогими гостями (слайд-застолье)
Ведущий. К осени собран урожай, сделаны запасы, чтобы зиму в сытости прожить. Ведь лето – припасиха, а зима – прибериха. В это время и нелюбого гостя всякой снедью потчуют – не напотчуют, а весной и любый куска хлеба напросится. Неспроста в народе говорят: “Холоден батюшка-сентябрь, да кормить горазд”.
Осень. Встречайте гостей, родителей да друзей широким хлебосольством. Праздник урожая на дворе. Урожайным было лето, значит, и празднику нашему не будет конца.

1-й ученик.

Убран хлеб. И тише стало.

Жарко дышат закрома.

Поле спит. Оно устало.

Приближается зима.

Над селом дымки плывут.

Пироги в домах пекут.

Заходите, не стесняйтесь,

Добрым хлебом угощайтесь.

Ученица (в русском национальном костюме).Каравай в руках

Солнышко то спрячется за тучей,

То раскинет желтые лучи.

И сидит поджаристый, пахучий,

С золотистой коркой хлеб в печи.

Вот он, хлебушко, душистый,

С хрупкой корочкой витой.

Вот он теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло.

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно потрудились

на земле.

Учащиеся (хором).

Золотистый колосок,

Кто расти тебе, помог?

Ученица (в шапочке, украшенной ко­лосками).

Теплый ветер, майский гром,

Солнце в небе голубом,

А еще людские руки,

Что в труде не знали скуки.

Мне не стать без них таким:

Сильным, рослым, золотым!
Поют песню на мотив «Песенки про лето» (из м/ф «Дед Мороз и лето»):Вот она какая, хлеба корка,С хрустом аппетитным, с вкусом тонким... И поджариста и ароматна,Нету ничего приятней...Ля-ля-ля-ля-ля-ля, .Ничего вкуснее нет!!!
В магазине вкусно пахнет хлебом, Хлеба пекарь нам печет к обеду,Каждый понедельник, вторник, средуИ во все другие дни.Ля-ля-ля-ля-ля-ля,И во все другие дни.
К супу, к гуляшу и к манной кашеЗа столом дается корка наша,К чаю булки, бублики, ватрушки И еще, конечно, сушки...Ля-ля-ля-ля-ля-ля,Бублики, ватрушки, сушки...

Ученик.

Здравствуй, здравствуй, осень золотая,

Соком сладких ягод налитая.

В огороде тоже все в порядке,

Много разных овощей на грядке.

Подрастает ряд за рядом огуречная

А редиска и морковка в глубину

ныряют ловко.

Вот веселый огород. Что здесь

только не растет!

Сколько хочешь овощей для

окрошки и для щей.

Зеленеют друг за дружкой

Лук, укроп, салат, петрушка.

И, как будто светофоры,

Покраснели помидоры.

Где недавно было пусто -

Подбоченилась капуста.

И на ножках-кочерыжках

К нам домой пошла вприпрыжку.

Ведущий

А сейчас мы с вами посмотрим, как дед собирал свой урожай

СКАЗКА "РЕПКА НА НОВЫЙ ЛАД"
Ведущий: Дедка репку посадил...Дедка репке говорил:
Дед: Ты расти, расти большая.Стань богатым урожаем,Чтоб тобой я мог гордиться.Принесу тебе водицы,Удобрений ведер пять…Ох, устал, пора поспать.
(Ложится недалеко от репки и засыпает.)
Ведущий: Спит дедулька без забот.Репка между тем растет,Да воюет с сорняками:Их ногами, и руками…Вот уж осень на дворе.Зябким утром в сентябреДед проснулся, испугался.
(Дед просыпается и прыгает от холода, стуча зубами.)
Дед: Ах, я старый разоспался.Репку уж пора тянуть.Подросла, гляжу чуть-чуть.Ай, да репка уродилась!Мне такая и не снилась.
(Хватает репку и тянет.)
Ведущий: Хвать, но репка возмутилась.
Морковка: Экий дедка ты неловкий!Я - не репка, я - морковка.Не умыл ты видно глаз.Репки я стройней в сто раз.И оранжевей к тому же.Коль салат корейский нужен,Без меня ты пропадешь…Сок морковный не попьешь,В супе мне замены нет…И еще один секрет.Я богата витаминомВсем полезным каротином.Я - отличный урожай!
Дед: Что ж, в корзинку полезай.Что такое, что за чудо,Может, выспался я худо?Репку сеял я весной.Ладно, батенька, постой,Репку вытяну другую.
Картошка: Ой, ой, ой,Я протестую!Я - не репка. Я - Картошка!Это знает даже кошка.Всем плодам я головаЯсно ведь как дважды два:Если в супе нет картошки,Ни к чему брать в руки ложку.Я для чипсов слышишь, дед,Самый главный компонент.В жарком масле, вот смотриСтать могу картошкой фри,Я - твой главный урожай!
Дед: Что ж, в корзинку полезай.Я ж опять пойду по репку.Как сидит в землице крепко!Ай да репка, вот те на!
Капуста: Право, я возмущена!Дед, ты сникерсов объелся,Сериалов насмотрелся,Может с печки ты упал?Раз капусту не узнал.Я на репку непохожаУ нее одна одежа,У меня ж их целых сто!Все без пуговок…А то…Я - хрустящая капуста!Без меня в салате пусто,А со мной любой обедГолубец иль винегрет…Станет в 10 раз полезней!И потом меня, любезный,Можно квасить и солить…И до лета аж хранить.Можно есть меня всю зиму!
Дед: Милости прошу… в корзину.Это что за чудеса?Вот уж битых два часаЯ провел на огороде.Где же репка! Эта вроде…
Свекла: Снова дед не угадал.Знать очки ты потерял,Или бес тебя попутал?Свеклу с репой перепутал.Я в сто раз ее красней,И полезней и вкусней!Свеклы нет и нет борща,В винегрете и во щах…Я одна - источник цвета!А свекольная котлета -Это просто объеденье!Сто процентов - похуденье.Я - отличный урожай!
Дед: Что ж, в корзинку полезай.И тебе найдется место.Только все же интересноГде же репка? Может эта?
Лук: Я почти того же цвета,Но не репка, старичок,Я - твой репчатый лучок!Пусть немного и коварен,Но в народе популярен.Самый вкусный шашлычокТот, в котором есть лучок.Все меня хозяйки знаютВ суп и в кашу добавляют,В пирожки, в грибы, в отвар…Я для вирусов - кошмар!Даже грипп меня боится…Хоть сейчас готов сразиться.Я - отличный урожай!
Дед: Что ж, в корзинку полезай.Вечер уж к концу подходит.Месяц на небо выходит.Да и мне домой пора.Завтра с самого утраСтану репку вновь искать,А теперь охота спать.Ух, тяжелая корзина,Пригодилась бы машина…Знатный вырос урожай!
Ведущий. Собрали крестьяне урожай, теперь можно и отдохнуть. Издавна справляют на Руси праздник Покрова. Неспроста народ отмечал этот праздник. На Покров земля покрывается – где листком, где снежком. На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка-зима.
Осень В это время, чтобы зиму в тепле провести, люди избы конопатили да приговаривали: “Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяина добром!”(слайд- дом)Ведущий Чтобы зиму лютую прожить, надо дом свой утеплить. Готовили пищу и питьё, мыли полы и стены, просили: “Покров, натопи избу без дров!”
Осень В ноябре ярмарки Покровские проводились. (Слайд-ярмарка) Продавали на ярмарке товары разные, кушанье да питьё, самовары да горшки крепкие. Засиделся народ. Выходи играть, ловкость да умение показать! У нашего двора нет веселью конца. Игрушки да смешки, шутки да потешки.
Исполняется «Хороводная игра «Дударь».
Дударь-дударь, дударище, (Хоровод по солнцу вокруг дударя.)Старый, старый старичище,Мы тебя полечим, (Сужаются к центру.)Чтоб расправил плечи, (Расходятся.)Мы тебе поможем, (Движения такие же, как в двух предшествующих строках.)Станешь ты пригожим:Ты омолодишься (Разомкнутыми руками дети «лечат» дударя.)И развеселишься! (Хлопают в ладоши.)Дударь, дударь, что болит?- Нога! (Хоровод повторяется до ответа: Да я уже здоров! После пары «врачеваний» водящий меняется.)
Ученик: Если дух в здоровом теле -Удаль просит воли.Распотешь себя, народ,Спой частушки что ли…
Ученик: Эй, ребята-молодцы,Озорные удальцы,Спойте братцы, да спляшите,Да гостей развеселите!
Исполняются частушки
То не ветер, то не вьюга,То мои страдания.Было нас четыре друга:Клим, Трофим, Кузьма, да я.
Уважали нас в деревне,Узнавали за верстуЯ средь них считался первымЗа смертельну красоту.
А Трофим любил природу,Всё у речки загорал.Про работу и не думал,Лишь частушки распевал.
Вот Кузьма здоровьем редкимОтличался от всех нас:Летом в проруби купалсяДа гусей на печке пас!
Ведущий. Покров – конец хороводам, начало посиделкам. Все девки вместе по понедельникам, средам и пятницам прясть собирались.
Осень Пряхи по ночам засиживались, а потом друг другу перед другом своим шитьем и вышивкой хвалились. Кавалеры рядом с ними сидели, на девиц поглядывали да любезничали. Весело поется – весело прядется.(слайд-вышивка, пряха)
Ведущий Покров – свадеб покровитель. Считалось, что если весело Покров проведешь – дружка найдешь.
Ведущий Спасибо тебе осень. Много радости ты нам принесла.
Осень Да, и вам спасибо, за то что любите меня, почитаете.
Праздник урожая Татьяна БоковаОсень скверы украшаетРазноцветною листвой.Осень кормит урожаемПтиц, зверей и нас с тобой.И в садах, и в огороде,И в лесу, и у воды.Приготовила природаВсевозможные плоды.На полях идёт уборка -Собирают люди хлеб.Тащит мышка зёрна в норку,Чтобы был зимой обед.Сушат белочки коренья,запасают пчёлы мёд.Варит бабушка варенье,В погреб яблоки кладёт.Уродился урожай -Собирай дары природы!В холод, в стужу, в непогодуПригодится урожай!
Осень Иван Демьянов
На кусте-кусточке -Жёлтые листочки,Виснет тучка в просини, -Значит, дело к осени!
В красных листьях бережок.Каждый листик - как флажок.Стал наш парк осенний строже.Бронзой весь покроется!
Осень, кажется мне, тожеК октябрю готовится...В красных листьях бережок.Каждый листик - как флажок!
Ведущий На этом наш праздник завершен.Благодарим всех за внимание.
Список литературы. Воспитание школьников. Библиотека журнала., вып. 18; 2001г.Гусли звончатые. – М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС; 2001г.Миронов В. А. - Месяцеслов. Народный календарь. – сос. М53 М.: Агенство “ФАИР”, 1998г.Науменко Г.М. – Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. – М.: 1977-1988г. Вып. 3.

МБОУ «Ляховская СОШ»

Праздник «Прощай осень»

3 «Б» класс

Подготовила: учитель

начальных классов

Малова Н.С.

Сценарий фольклорного праздника «Осенины»

Осенние посиделки

Подготовительная группа

Звучит русская народная мелодия: «Из-под дуба». Дети входят в зал, приплясывая. Садятся на свои места. Их встречают воспитатели в русских народных костюмах – Гавриловна (1) и Даниловна (2).

1. Доброго здоровья молодцы, да красны девицы! (здороваются с гостями, поклоны). Мы приглашаем вас на русские народные посиделки.

2. А в старину, на Руси уважаемых людей называли по отчеству, без имени.

1. Поэтому я Гавриловна.

2. А я Даниловна.

1. А собрались мы сегодня на осенние посиделки. Их еще раньше называли засидками или вечерками. Все работы в поле, да на огороде закончены, урожай собран.

2. Можно посидеть рядком, да поговорить ладком.

Себя показать, да на других посмотреть

Всеми детьми исполняется кадриль «Цветки – лютики» (Т. Суворова).

(Несколько девочек идут переодеваться в костюм журавлей. А остальные дети берут осенние листочки и садятся на свои места).

Ребенок:

Наступила Осень золотая.

Птицы приготовились к отлету.

Машут крыльями: «Прощай Земля родная»,

Говорят, взмывая в небо голубое.

Ребенок:

Улетай журавлик, да не насовсем.

Из-за моря ты весну мне принеси.

Расскажи, журавлик, расскажи ты всем:

Осенины нынче на Руси.

Танец «Журавлиный клин». (Т. Суворова).

Ребенок:

В этот лес осенний, терем расписной.

Я войду и ахну, до чего красив.

Пёстрою листвой шумит он надо мной

Осенины нынче на Руси.

Ребенок:

Где-то в перелесках бродит дух грибной.

Что ты хочешь, то у осени проси

Наслаждайся красотою неземной.

Осенины нынче на Руси.

Танец с листьями «Осенняя сюита». (Т. Суворова)

1. Вот такие вечерки, посиделки, собирались у хорошей хозяйки. Изба у нее просторная и теплая. По полу половички домотканые, на столе свечка сальная, чтоб всем светло было, электрических лампочек еще тогда не придумали. (Гавриловна садится на скамеечку, а Даниловна подходит к сундуку, открывает его)

2. А перед вечерками раскрывали девицы бабушкины сундуки, (открывает сундук) одевали белые рубахи, да сарафаны, платки яркие, на шею вешали бусы в несколько рядов, цепочки да монисты. На руки браслеты, пальчики унизывали колечками, богатые барыни золотыми, а бедные – медными. Нарядившись, девицы белились да румянились. Пудрились мукой, румянились свеклой, брови углем рисовали. Идите, девицы и вы ко мне прихорашиваться (вызывает двух девочек).

Конкурс «Ряженье». (девочки наряжаются – одевают бусы, колечки. А потом идут по кругу под музыку, показывая, как нарядились, под аплодисменты).

1. Ну вот и нарядились! (говорит во время показа нарядов девочек)

2. Уж какие красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

1. Выходите-ка, девицы, танцевать вы мастерицы!

2. Кавалеры помогайте, пыль с сапожек отбивайте!

Русский народный танец «Кадриль»

(Гавриловна и Даниловна присаживаются на скамейку).

1. А теперь сядем рядком да поговорим ладком!

2. Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах,

Щелкают орешки, да творят насмешки.

1. пошла я на лыко гору драть…

Увидела, на утках озеро плавает…

Я бросила три палки: одну еловую,

Другую березовую, третью рябиновую!

Бросила еловую – не добросила!

Бросила березовую – перебросила!

Бросила рябиновую – угодила!

Озеро вспорхнуло, полетело. А утки остались!

2. Эх! Это что! А вот со мной случай был!

Лети пуля, жужжит… Я вбок – она за мной…

Я в другой – она за мной

Я упала в кусты – она хвать меня в лоб!

Я цап рукой! Ан, а это жук!

1. Кто еще потешки знает,

Пусть быстрей нам почитает.

(выходят по очереди дети)

Федул, что губы надул?

Кафтан прожог.

Можно зашить.

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот расстался.

Фома. Что из леса не идешь?

Да медведя поймал!

Так веди сюда!

Да он не идет!

Так сам иди!

Да он меня не пускает!

Сынок, сходи за водицей на речку!

Брюхо болит!

Сынок. Иди кашу есть!

Что ж, раз мать велит – надо идти!

Что ваши девчата делают?

Шьют, да поют.

А матушки?

Порют, да плачут.

Фома. У тебя в избе тепло?

Тепло. На печи в шубе согреться можно!

1. Насмеялись досыта. Но пора и поиграть в игры.

Русская народная потешка. Игра «Ай гу-гу».

Ход игры: все идут по кругу, а водящий двигается поскоками внутри круга, все приговаривают:

Ай гу-гу, ай гу-гу, не кружися на лугу!

На лугу-то лужица, головушка закружится!

Все останавливаются, пружинящим шагом подходят к водящему за словами:

«Ой, вода, ой, вода, Вове (имя водящего) в лужице беда!» Дети разбегаются, Вова салит детей. Водящим становится тот, кого первым осалили.

Игра «Перепрыгни через лужи» (лужи вырезаны из ватмана; нужно перепрыгнуть через три лужи и вернуться на свое место).

Игра «Кот в мешке» (игра для детей, а затем для родителей и гостей: узнать овощ или фрукт на ощупь, не вынимая его из мешка).

2. Как у нашего соседа весела была беседа,

Гуси в гусли, утки в дудки,

Чечетки в трещотки, чайки в балалайки,

Снегири-краснозобочки застучали в коробочки,

Свиристели в свирели, кукушка в колотушки,

Скворцы в бубенцы, две синицы-крошки заиграли в ложки!

Играют, играют, всех потешают!

Группа детей играют на русских народных инструментах.

Танец с ложками «Коробейники»

(Русская народная песня: «Пойду ль я, выйду ль я»)

1. А кто из вас, ребятки, дразниться горазд? Будем соревноваться, у кого язычек острее.

Дразнилки:

Девочка: Ванька-Встанька, карапуз, надевай большой картуз,

Каравай съешь хлеба - вырастишь до неба.

Мальчик: Наша Маша тоненька. Как в стогу соломинка,

В лапочки обуется, как пузырь надуется.

Девочка: Ты куда, Ванюша, едешь? Ведь телега без колес.

2. А Ванюша отвечает:

Мальчик: Заготавливать овес.

1. (обращается к подруге). Вот пока мы с тобой в тепле сидим, да обо всем говорим, на улице-то дождь прошёл. А наши-то девчата шустренькие, да удаленькие – дождика совсем не боятся. Давай с ребятами посмотрим на них.

«Танец с зонтиками» (музыка Поля Мориа)

2. Гавриловна, иди сюда, поговорим, всю ли ты работушку переделала?

1. А как же, Даниловна. Трудилась с утра до вечера, не покладая рук. Столько дел переделала: и овощи с огорода убирала, и варенья наварила из клубники, да из малины, грибов запасла сушеных, да солёных.

2. Да и наши молодцы, да красны девицы не линились. Заготовили много овощей и фруктов. А давай посмотрим, какой вкусный обед наши девицы и молодцы приготовят. Вот продукты для борща и для компота.

Конкурс «Сварим обед»

1. Ох как вкусно мы поели, так и весело запели.

Хоровод «Выходила молода».

Ребенок:

Эх, возьму я в руки балалайку,

Да потешу я свою хозяйку!

Эй, Тимоха и Демьян, Николай, Семён. Иван…

Сядем, братцы, все рядком

Да частушки пропоем!

Частушки:

1. Мы частушки сочиняем,

Можем их пропеть сейчас.

Мы для вас споем, съиграем…

Попросите только нас!

2. Рассыпайся, горох,

С грядки на грядку.

Пораздайся, народ,

Я пойду в присядку.

3. Оха-ха да хахоньки,

Наши парни махоньки.

Из-за крчек, из-за пней

Не видать наших парней.

4. Я залезуна берёзу.

Ух, какая высота.

Посмотрю по сторонам,

Ух какая красота.

5. А я сирени наломаю,

Набросаю у ворот,

Расплету я руссу косу,

Пусть завидует народ.

6. Оха-ха да оха-ха,

Чья же буду я сноха?

Кто же будет мой жених?

Ох, помучаю я их!

7. Приезжали меня сватать

На серой кобыле.

Все приданное забрали,

А меня забыли.

8. Мы пропели вам частушки

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.

(Гавриловна и Даниловна выносят корзину с фруктами)

1. Хорошо пели и плясали молодцы да красны девицы.

2. Весело, задорно. И решили мы угостить вас осенними плодами.

1. Тут и празднику конец.

2. Кто с нами играл и веселился- молодец!

1. А кто тихо в уголочке скучал, Даниловна?!

2. Тот и праздник проспал, Гавриловна!

Конец праздника.

Репертуар:

1. Русская народная мелодия «Из под дуба»;

2. Кадриль «Цветики лютики» - «Танцевальная ритмика» Т. Суворова;

3. Танец «Журавлиный клин» - «Танцевальная ритмика» Т.Суворова;

4. Танец с листьями «Осенняя сюита» -«Танцевальная ритмика» Т.Суворова;

5. Русский народный танец «Кадриль»;

6. Русская народная игра- потешка « Ай гу-гу»;

7. Игры: « Перепрыгни через лужи», «Кот в мешке»;

8. «Танец с зонтиками» - - музыка Поля Мориа «Шербургские зонтики»;

9. Русский народный хоровод «Выходила молода»;

10. Частушки- И.Г.Гаврилова «Истоки русской народной культуры»;

11. Конкурс «Ряженье».

Атрибуты:

  • костюмы Гавриловны и Даниловны- русские народные
  • украшение зала под фольклор
  • скамейка
  • костюмы журавлей
  • осенние листья
  • украшения для ряженья
  • лужи 6шт из ватмана
  • мешок с овощами и фруктами
  • фрукты и овощи, 2 кастрюли, поднос
  • корзина с фруктами -угощение