Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Сестринский уход за недоношенным ребенком в роддоме. Недоношенные дети - особенности медицинского ухода

План изложения материала:

1. Определение понятия «недоношенный ребенок», причины и факторы риска невынашивания беременности. Степени недоношенности.

3. Организация этапов выхаживания и роль медицинской сестры при выхаживании недоношенного ребенка. Правила выписки недоношенного ребенка из стационара.

4. Особенности амбулаторного наблюдения за недоношенным ребенком. Проведение профилактических прививок.

5. Возможные проблемы ребенка и родителей. Сестринский процесс при уходе за недоношенным ребенком.

6. Профилактика невынашивания беременности.

Цель занятия: Сформировать у студентов знания по причинам невынашивания беременности, признакам недоношенного новорожденного ребенка, особенностям сестринского ухода за недоношенным ребенком на этапах его выхаживания.

Определение понятия «недоношенный ребенок». Причины невынашивания, степени незрелости. Морфологические и функциональные признаки недоношенного ребенка. Организация этапов выхаживания и роль медицинской сестры при выхаживании недоношенного ребенка. Правила выписки недоношенного ребенка из стационара. Особенности амбулаторного наблюдения за недоношенным ребенком. Проведение профилактических прививок. Профилактика рождения недоношенных детей.

После изучения темы студент должен:

Представлять и понимать:

1. Роль медицинской сестры в выхаживании недоношенного ребенка.

2. Особенности сестринского наблюдения за недоношенным ребенком в амбулаторных условиях.

3. Роль медицинской сестры в профилактике заболеваний у недоношенных детей.

4. Роль медицинской сестры в проведении реабилитационных мероприятий.

Знать:

1. Определение понятия «недоношенный ребенок», причины невынашивания, степени недоношенности.

2. Морфологические и функциональные признаки недоношенного ребенка.

3. Организация медицинской помощи недоношенным детям: этапы выхаживания, особенности работы медицинской сестры на каждом этапе выхаживания.

4. Правила выписки недоношенного ребенка из стационара.

5. Особенности амбулаторного наблюдения за недоношенным ребенком. Проведение профилактических прививок.

Недоношенный ребенок – это ребенок, родившийся живым, на сроке до 37 недели внутриутробного развития, с массой тела менее 2500г и длиной менее 45 см. (определение ВОЗ).

Причины преждевременного рождения детей многочисленны и порой выявляются с трудом. Обычно имеется сочетание сразу нескольких факторов риска рождения недоношенного ребенка.

Факторы риска рождения недоношенного ребенка:

1. Со стороны матери:

· Возраст беременной (первородящие в возрасте до 18 лет и старше 35 лет).

· Рост беременной менее 150 см, масса теле менее 45 кг.

· Тяжелые соматические и инфекционные заболевания, перенесенные во время беременности.

· Генетическая предрасположенность.

· Аномалии развития репродуктивной системы.

· Отягощенный акушерский анамнез (частые предшествующие прерывания беременности, оперативное вмешательство, патология беременности, привычные выкидыши, мертворождения и т.д.)

· Психические и физические травмы, подъем тяжести, падение и ушиб беременной женщины.

· Бесконтрольный прием медикаментов.

· Короткий период между родами.

2. Со стороны ребенка:

· Хромосомные аберрации, пороки развития.

· Иммунологический конфликт.

· Внутриутробное инфицирование.

· Многоплодная беременность.

· Тазовое предлежание.

3. Социально-экономические факторы:

· Неблагоприятное воздействие окружающей среды (профессиональные вредности, радиационные и электромагнитные излучения, токсические воздействия и т.д.).

· Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания).

· Низкий социальный статус (недостаточный уровень образования, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, плохое питание).

· Нежелательная беременность.

· Уклонение от медицинского наблюдения.

Степень зрелости недоношенных детей зависит от срока гестации и массы тела при рождении. Гестационный возраст (gestatio – беременность) – это возраст ребенка от зачатия до рождения. Он является самым важным показателем оценки степени зрелости новорожденного ребенка и его способности адаптироваться к условиям внешней среды.

Выделяют четыре степени недоношенности:

Чем меньше гестационный возраст, тем более значительно выражены признаки недоношенности.

Внешние (морфологические) признаки недоношенности:

· Непропорциональное телосложение, значительное преобладание мозгового черепа над лицевым, относительно большое туловище, короткие шея и ноги.

· Кожа красного цвета, тонкая, морщинистая, обильно покрыта пушком (лануго), подкожно-жировой слой не выражен, мышечный тонус снижен.

· Кости черепа мягкие, податливые, подвижные, иногда заходят друг на друга, швы не закрыты, открыты большой, малый и боковые роднички.

· Ушные раковины мягкие, бесформенные, тесно прижаты к голове.

· Ареолы и соски грудных желез недоразвиты или отсутствуют.

· Ногти на пальцах рук и ног тонкие, не достигают краев ногтевого ложа.

· Подошвенные складки короткие, неглубокие, редкие или отсутствуют.

· Живот распластанный «лягушачий», пупочное кольцо расположено в нижней трети живота.

· У девочек большие половые губы не прикрывают малые, половая щель зияет, клитор увеличен.

· У мальчиков яички не опущены в мошонку, находятся в паховых каналах или в брюшной полости.

Функциональные признаки недоношенного ребенка:

· ЦНС: снижение или отсутствие сосательного, глотательного и других физиологических рефлексов, не координированные движения конечностей, косоглазие, нистагм (горизонтальные плавающие движения глазных яблок), гипотония мышц, адинамия, нарушение процессов терморегуляции, отсутствие способности поддержания нормальной температуры тела (гипотермия), слабый крик.

· Периферические анализаторы: нарушение зрения и слуха.

· Органы дыхания: неравномерное дыхание по ритму и глубине, частота дыхания варьирует от 40 до 90 в минуту, склонность к апноэ, отсутствует или слабо выражен кашлевой рефлекс. В альвеолах сурфактант отсутствует или содержание его недостаточно, что обуславливает развитие ателектазов и дыхательных расстройств.

· Сердечно-сосудистая система: снижение скорости кровотока (цианоз кистей и стоп), синдром «арлекина» (в положении ребенка на боку кожа нижней половины тела становится красно-розового цвета, а верхней – белого). Артериальное давление низкое, пульс лабильный.

· Иммунная система: незрелость Т-лимфоцитов, уменьшение их количества, снижение способности к синтезу иммуноглобулинов – высокий риск возникновения инфекций.

· Органы пищеварения: низкая активность секреторной функции пищеварительных ферментов и усвоения пищи, малая емкость желудка, не позволяющая удерживать одномоментно необходимый объем пищи, повышенная склонность к срыгиванию из-за недостаточного развития сфинктера, монотонный характер перистальтики кишечника (отсутствие усиления в ответ на прием пищи).

· Печень: незрелость ферментных систем, что обуславливает уменьшение синтеза белка, протромбина (геморрагический синдром), нарушение билирубинового обмена, накопление непрямого билирубина в крови и мозговой ткани (билирубиновая энцефалопатия).

· Почки: пониженная способность к концентрированию мочи, почти полная реабсорбция натрия и недостаточная реабсорбция воды, несовершенство поддержания кислотно-основного состояния. Суточный диурез к концу первой недели составляет 60-140 мл, частота мочеиспусканий 8-15 раз в сутки.

Цели занятия:

· Научить ориентироваться в понятии «морфологически незрелый новорожденный»

· Познакомить с особенностями сестринского ухода за недоношенным ребенком

План изложения материала:

1. Степени недоношенности

2. Причины преждевременных родов

3. Анатомо-физиологические особенности недоношенного ребенка.

4. Организация медицинской помощи.

5. Особенности ухода

6. Вскармливание недоношенных детей

7. Выхаживание в домашних условиях

8. Особенности развития недоношенных детей

9. Профилактика преждевременного рождения детей

После изучения материала студент должен :

Представлять и понимать:

Этапы выхаживания недоношенных

Роль медсестры в уходе за недоношенным ребенком

Знать:

1. Причины невынашивания и признаки недоношенного ребенка

2. Способы удовлетворения основных потребностей недоношенного

Новорожденный ребенок независимо от массы тела при рождении считается недоношенным, если родился с 22-й по 37-ю неделю внутриутробного развития (у доношенных этот срок составляет 38-40 недель).

Исходя из гестационного возраста, выделяют четыре степени невынашивания:

· первая степень – срок гестации 37-35 недель

· вторая степень – 34-32 недели

· третья степень – 31-29 недели

· четвертая степень – 28-22 недели.

Причины преждевременного рождения:

1. Акушерский анамнез (три и более предшествующих прерываний беременности, короткие интервалы между родами, многоплодная беременность, тазовое предлежание, оперативное вмешательство)

2. Тяжелые соматические и инфекционные заболевания матери

3. Заболевания плода: внутриутробные инфекции, хромосомные заболевания, иммунологический конфликт между беременной и плодом

4. Социально-экономические факторы: профессиональные вредности, алкоголь, курение, нежелательная беременность

5. Социально-биологические факторы - первородящие в возрасте до 18 лет и старше 30 лет, рост менее 150 см, масса тела ниже 45 кг, низкий социальный статус, генетическая предрасположенность.

Анатомо-физиологические особенности недоношенного ребенка.

Некоторые признаки используют для определения срока гестации. К ним относятся: кожные покровы, борозды на ступнях, ушные раковины, ареолы сосков, половые признаки. У глубоконедоношеного ребенка тонкая морщинистая кожа темно-красного цвета, обильно покрытая пушком (лануго). Ушные раковины мягкие, прилегают к черепу, при малом сроке гестации лишены рельефа, бесформенные вследствие недоразвития хрящевой ткани. Ареолы сосков недоразвиты, менее 3 мм, при глубоком недонашивании могут не определяться. Борозды на ступнях редкие, короткие, неглубокие, появляются на 37 неделе беременности, на 40-й неделе гестации они становятся многочисленными. Мошонка у мальчиков часто пустая, яички находятся в паховых каналах либо в брюшной полости. Для девочек характерно зияние половой щели – большие половые губы не прикрывают малые, хорошо виден гипертрофированный клитор. Недоношенный ребенок имеет относительно большую голову и туловище, короткие шею и ноги, низкое расположение пупочного кольца. Швы черепа и роднички открыты. Подкожный жировой слой не выражен.

Функциональные признаки недоношенности: мышечная гипотония, снижение физиологических рефлексов и двигательной активности, нарушение терморегуляции, слабый крик ребенка. Дети периодически беспокойны, отмечается непостоянный тремор подбородка и конечностей. Дыхание составляет 40-90 дыхательных движений в 1 мин, неравномерное по ритму и глубине, прерывается судорожными вдохами и паузами (апноэ) продолжительностью до 10-15 с, что чаще наблюдается у глубоконедоношенных детей с гипоксическими поражениями ЦНС. При более длительной остановке дыхания может развиться асфиксия (удушье). Частый синдром дыхательных расстройств (СДР) связан и с дефицитом выработки сурфактанта, обеспечивающего тургор альвеолярной мембраны, что приводит к ателектазу (спадению ткани легкого). Пульс лабилен, от 100-180 в минуту. Артериальное давление не превышает 60-70 мм рт. ст. Тонкая сосудистая стенка и ее низкий мышечный тонус могут привести к кровоизлияниям. Рефлексы сосания и глотания слаборазвиты. Нередко нарушение наблюдается координации сосания и глотания. Имеется наклонность к срыгиванию, рвоте, метеоризму, запорам. Отсутствие кашлевого рефлекса способствует аспирации пищи. По сравнению с доношенным новорожденным у недоношенного еще более низкая сопротивляемость организма, частые инфекционные заболевания. Своеобразно у недоношенных детей развиваются пограничные физиологические состояния: более выражены и длительны физиологическая эритема, убыль первоначальной массы тела, желтуха. Незначительная по выраженности желтуха может сопровождаться билирубиновой энцефалопатии. Пуповинный остаток отпадает позже, чем у доношенных (на 5-7 день жизни), пупочная ранка заживает к 12-15-му дню, при массе менее 1000 г – на 1-2 недели позже.

Организация медицинской помощи. Основная цель первого этапа - сохранить жизнь ребенку. Недоношенный ребенок рождается в потоке теплого воздуха. После рождения выкладывается под лампу лучистого света в подогретые пеленки, первичный туалет чаще всего проводится без обмывания. Очень часто преждевременные роды происходят на дому и в таком случае необходимо в первую очередь обеспечить проходимость дыхательных путей ребенка (отсосать слизь) и согреть до приезда скорой помощи. В первые часы и дни после рождения при необходимости осуществляется интенсивная терапия, обеспечиваются тщательный уход и наблюдение за ЧДД, пульсом, температурой. Дети менее 1000 г переводятся в специализированное отделение для второго этапа выхаживания. Лечебные мероприятия направлены на ликвидацию гипоксии, нарушений мозговой ликвородинамики, желтухи, пневмопатии, профилактику анемии, рахита, гипотрофии, ретинопатии, СДР, инфекционных процессов и пр.

Особенности ухода. При выхаживании недоношенных необходимо создать комфортные микроклиматические условия. Температура в палате должна составлять 24-26 С, влажность – 60%. В зависимости от степени недоношенности ребенка и способности его организма поддерживать постоянную температуру тела возможно выхаживание в кроватке с подогревом «беби-терм» или в кувезе. В кувезах поддерживается температура от 36С до 32С, влажность воздуха в первые сутки составляет до 90%, затем -60-55%, концентрация увлажненного кислорода – около 30%. При выхаживании недоношенного в кувезе все манипуляции как гигиенического, так лечебного характера производятся, не вынимая ребенка из кувеза, тщательно контролируется соблюдение параметров температуры, влажности и оксигенации. Ребенок находится в кувезе не более 7-10 дней (чем малыш становится старше, тем тяжелее ему будет привыкнуть и адаптироваться к условиям окружающей обстановки), затем обогревается в кроватке «беби-терм» и только потом в обычной кроватке в палате с температурой воздуха 24-26С. Каждые 3-4 дня ребенку меняют кувез, т.к. высокая температура и влажность способствуют быстрому размножению микробов, находящихся в воздухе и повышают риск инфицирования недоношенного. В помещение, где находится недоношенный ребенок необходимо тщательно соблюдать санитарно-эпидемиологический режим. В целях профилактики развития ретинопатий, особенно у глубоконедоношенных детей, рекомендуется в первые дни жизни затенять помещение, где находится ребенок или надевать ему защитные очки.

Вскармливание недоношенных детей. Самой полезной для недоношенного ребенка едой является материнское молоко, содержащее защитные антитела, сбалансированные пропорции незаменимых аминокислот для формирования ткани мозга, оно лучше переваривается и усваивается. При отсутствии материнского молока недоношенных детей обеспечивают донорским молоком, в исключительных случаях используют специальные адаптированные молочные смеси для недоношенных и маловесных детей. Время первого кормления ребенка определяется индивидуально. Число кормлений в зависимости от степени недоношенности и общего функционального состояния составляет 8-10 раз в сутки (потребность в росте и соответственно еде огромна, а объем желудка очень мал). Если у недоношенного ребенка есть и глотательный и сосательный рефлекс, он может быть приложен к груди, но обычно в силу функциональной слабости несколько раз ребенок сам высасывает молоко из груди, а на несколько кормлений получает сцеженное материнское молоко из бутылочки. Дети со слабым сосательным рефлексом кормятся материнским молоком с ложечки, а при отсутствии и сосательного, и глотательного рефлекса получают молоко через зонд 7-8 раз в сутки. Количество пищи на одно кормление в первый день жизни обычно составляет 5-10 мл молока, во второй -10-15 мл, третий -15-20 мл. Формула Ромелля: (10+n)хm: 100, где n-число дней жизни, m-масса ребенка в граммах - используется для расчета суточного количества пищи в первые 10 дней жизни.

Выхаживание в домашних условиях. При выхаживании недоношенных детей следует чаще проветривать помещение, поддерживать в комнате температуру воздуха 20-22C, при купании – 22-26C. Правильному развитию недоношенных детей способствует благоприятная домашняя обстановка, индивидуальные занятия, рациональное питание, строжайшее соблюдение санитарно-гигиенического режима. Необходим регулярный контроль за весовыми прибавками ребенка, особенно если он находится на естественном вскармливании. В этом случае следует порекомендовать иметь дома весы для проведения контрольного взвешивания, т.к. недоношенный не может себе позволить голодать или худеть. Первая прогулка проводится не раньше, чем через неделю после выписки малыша из стационара

Особенности развития недоношенных детей. Физическое развитие недоношенных характеризуется более высокими темпами нарастания массы и длины в течение первого года жизни по сравнению с детьми, родившимися в срок. В первый месяц жизни отмечается низкая прибавка массы тела за счет большей, чем у доношенных, потери первоначальной массы. Рост за первый год увеличивается на 27-38 см. Большинство недоношенных детей обладают нормальным умственным развитием, но могут отличаться неустойчивым психическим состоянием, реакциями негативизма, беспокойством, бессонницей, нарушениями аппетита, затруднением в приеме твердой пищи. Если родителям недоношенного ребенка удастся организовать рациональное питание и уберечь от инфекционных заболеваний, то в ближайшее время он по показателям физического и нервно-психического развития догонит своих доношенных сверстников. Необходимо провести беседу с родителями ребенка, о том что очень многие знаменитые люди родились недоношенными и данный факт нисколько не помешал им в жизни.

Профилактика преждевременного рождения детей. Охрана здоровья будущей матери, предупреждение медицинского прерывания беременности, создание благоприятных условий для беременной в семье и на производстве, своевременное выявление беременных с угрозой преждевременных родов и наблюдение за ними во время беременности.

Проблемы недоношенного ребенка:

1. Нарушение потребности в еде вследствие отсутствия сосательного и глотательного рефлексов

2. Нарушение терморегуляции

3. Высокий риск развития инфекционных заболеваний из-за плохой сопротивляемости организма недоношенного

4. Срыгивание, метеоризм, неустойчивый стул из-за низкой ферментативной активности

5. Дефицит знаний у родственников ребенка об особенностях ухода и питания недоношенного

Сестринские вмешательства:

1. Организовать уход за недоношенным ребенком в кувезе, кроватке «беби-терм», в палате для выхаживания недоношенных

2. Соблюдать санитарно-эпидемиологический режим в палате для выхаживания недоношенных детей

3. Осуществлять регулярный гигиенический уход за недоношенным ребенком (не вынимая из кувеза)

4. Осуществлять регулярный контроль за состоянием недоношенного ребенка: ЧДД, пульс, температура, вес, характер и частота стула, срыгивания

5. Организовать рациональное питание недоношенного ребенка: из бутылочки. С ложечки, через назогастральный зонд

6. Восполнить дефицит знаний у родственников ребенка об анатомо-физиологических особенностях недоношенного, особенностях гигиенического ухода и вскармливания недоношенного

План изложения материала:

1. Определение понятия «недоношенный ребенок», причины и факторы риска невынашивания беременности. Степени недоношенности.

3. Организация этапов выхаживания и роль медицинской сестры при выхаживании недоношенного ребенка. Правила выписки недоношенного ребенка из стационара.

4. Особенности амбулаторного наблюдения за недоношенным ребенком. Проведение профилактических прививок.

5. Возможные проблемы ребенка и родителей. Сестринский процесс при уходе за недоношенным ребенком.

6. Профилактика невынашивания беременности.

Цель занятия: Сформировать у студентов знания по причинам невынашивания беременности, признакам недоношенного новорожденного ребенка, особенностям сестринского ухода за недоношенным ребенком на этапах его выхаживания.

Определение понятия «недоношенный ребенок». Причины невынашивания, степени незрелости. Морфологические и функциональные признаки недоношенного ребенка. Организация этапов выхаживания и роль медицинской сестры при выхаживании недоношенного ребенка. Правила выписки недоношенного ребенка из стационара. Особенности амбулаторного наблюдения за недоношенным ребенком. Проведение профилактических прививок. Профилактика рождения недоношенных детей.

После изучения темы студент должен:

Представлять и понимать:

1. Роль медицинской сестры в выхаживании недоношенного ребенка.

2. Особенности сестринского наблюдения за недоношенным ребенком в амбулаторных условиях.

3. Роль медицинской сестры в профилактике заболеваний у недоношенных детей.

4. Роль медицинской сестры в проведении реабилитационных мероприятий.

Знать:

1. Определение понятия «недоношенный ребенок», причины невынашивания, степени недоношенности.

2. Морфологические и функциональные признаки недоношенного ребенка.

3. Организация медицинской помощи недоношенным детям: этапы выхаживания, особенности работы медицинской сестры на каждом этапе выхаживания.



4. Правила выписки недоношенного ребенка из стационара.

5. Особенности амбулаторного наблюдения за недоношенным ребенком. Проведение профилактических прививок.

Недоношенный ребенок – это ребенок, родившийся живым, на сроке до 37 недели внутриутробного развития, с массой тела менее 2500г и длиной менее 45 см. (определение ВОЗ).

Причины преждевременного рождения детей многочисленны и порой выявляются с трудом. Обычно имеется сочетание сразу нескольких факторов риска рождения недоношенного ребенка.

Факторы риска рождения недоношенного ребенка:

1. Со стороны матери:

· Возраст беременной (первородящие в возрасте до 18 лет и старше 35 лет).

· Рост беременной менее 150 см, масса теле менее 45 кг.

· Тяжелые соматические и инфекционные заболевания, перенесенные во время беременности.

· Генетическая предрасположенность.

· Аномалии развития репродуктивной системы.

· Отягощенный акушерский анамнез (частые предшествующие прерывания беременности, оперативное вмешательство, патология беременности, привычные выкидыши, мертворождения и т.д.)

· Психические и физические травмы, подъем тяжести, падение и ушиб беременной женщины.

· Бесконтрольный прием медикаментов.

· Короткий период между родами.

2. Со стороны ребенка:

· Хромосомные аберрации, пороки развития.

· Иммунологический конфликт.

· Внутриутробное инфицирование.

· Многоплодная беременность.

· Тазовое предлежание.

3. Социально-экономические факторы:

· Неблагоприятное воздействие окружающей среды (профессиональные вредности, радиационные и электромагнитные излучения, токсические воздействия и т.д.).

· Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания).

· Низкий социальный статус (недостаточный уровень образования, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, плохое питание).

· Нежелательная беременность.

· Уклонение от медицинского наблюдения.

Степень зрелости недоношенных детей зависит от срока гестации и массы тела при рождении. Гестационный возраст (gestatio – беременность) – это возраст ребенка от зачатия до рождения. Он является самым важным показателем оценки степени зрелости новорожденного ребенка и его способности адаптироваться к условиям внешней среды.

Выделяют четыре степени недоношенности:

Чем меньше гестационный возраст, тем более значительно выражены признаки недоношенности.

Внешние (морфологические) признаки недоношенности:

· Непропорциональное телосложение, значительное преобладание мозгового черепа над лицевым, относительно большое туловище, короткие шея и ноги.

· Кожа красного цвета, тонкая, морщинистая, обильно покрыта пушком (лануго), подкожно-жировой слой не выражен, мышечный тонус снижен.

· Кости черепа мягкие, податливые, подвижные, иногда заходят друг на друга, швы не закрыты, открыты большой, малый и боковые роднички.

· Ушные раковины мягкие, бесформенные, тесно прижаты к голове.

· Ареолы и соски грудных желез недоразвиты или отсутствуют.

· Ногти на пальцах рук и ног тонкие, не достигают краев ногтевого ложа.

· Подошвенные складки короткие, неглубокие, редкие или отсутствуют.

· Живот распластанный «лягушачий», пупочное кольцо расположено в нижней трети живота.

· У девочек большие половые губы не прикрывают малые, половая щель зияет, клитор увеличен.

· У мальчиков яички не опущены в мошонку, находятся в паховых каналах или в брюшной полости.

Функциональные признаки недоношенного ребенка:

· ЦНС: снижение или отсутствие сосательного, глотательного и других физиологических рефлексов, не координированные движения конечностей, косоглазие, нистагм (горизонтальные плавающие движения глазных яблок), гипотония мышц, адинамия, нарушение процессов терморегуляции, отсутствие способности поддержания нормальной температуры тела (гипотермия), слабый крик.

· Периферические анализаторы: нарушение зрения и слуха.

· Органы дыхания: неравномерное дыхание по ритму и глубине, частота дыхания варьирует от 40 до 90 в минуту, склонность к апноэ, отсутствует или слабо выражен кашлевой рефлекс. В альвеолах сурфактант отсутствует или содержание его недостаточно, что обуславливает развитие ателектазов и дыхательных расстройств.

· Сердечно-сосудистая система: снижение скорости кровотока (цианоз кистей и стоп), синдром «арлекина» (в положении ребенка на боку кожа нижней половины тела становится красно-розового цвета, а верхней – белого). Артериальное давление низкое, пульс лабильный.

· Иммунная система: незрелость Т-лимфоцитов, уменьшение их количества, снижение способности к синтезу иммуноглобулинов – высокий риск возникновения инфекций.

· Органы пищеварения: низкая активность секреторной функции пищеварительных ферментов и усвоения пищи, малая емкость желудка, не позволяющая удерживать одномоментно необходимый объем пищи, повышенная склонность к срыгиванию из-за недостаточного развития сфинктера, монотонный характер перистальтики кишечника (отсутствие усиления в ответ на прием пищи).

· Печень: незрелость ферментных систем, что обуславливает уменьшение синтеза белка, протромбина (геморрагический синдром), нарушение билирубинового обмена, накопление непрямого билирубина в крови и мозговой ткани (билирубиновая энцефалопатия).

· Почки: пониженная способность к концентрированию мочи, почти полная реабсорбция натрия и недостаточная реабсорбция воды, несовершенство поддержания кислотно-основного состояния. Суточный диурез к концу первой недели составляет 60-140 мл, частота мочеиспусканий 8-15 раз в сутки.

Титульник

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Теоретический обзор проблемы в реабилитации недоношенных детей, история вопроса, понятия, АФО, причины, группы риска.

1.2. Участие медицинской сестры в реабилитации недоношенных детей.

1.3. Роль сестринского персонала в обучении матерей недоношенных детей самостоятельному уходу за новорожденными в домашних условиях.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1.Организация исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Морфофункциональные особенности недоношенных и маловесных детей, распространенность патологии центральной нервной системы, аномалий развития и внутриутробных инфекций лежат в основе высокой соматической заболеваемости, ранней хронизации болезней и формирования инвалидности. Повышение выживаемости преждевременно родившихся детей, особенно глубоко недоношенных, привело к росту числа детей, требующих постоянного комплексного медико-психолого-педагогического наблюдения и проведения реабилитационных мероприятий на всех этапах выживания.

Преждевременные роды являются актуальной проблемой акушерства, т.к. являются одной из основных причин перинатальной смертности и заболеваемости. На долю недоношенных детей приходится 60-70% ранней неонатальной смертности и 65-75% детской смертности .

Проблемы своевременной ранней реабилитации детей, родившихся преждевременно, в последние годы приобретают особую актуальность в связи с развитием новых медицинских технологий, обеспечивающих снижение ранней неонатальной смертности детей с низкой и экстремально низкой массой тела при рождении. Работа врача не была бы оценена по достоинству, не имей он квалифицированного напарника-квалифицированную медсестру, продолжателя его дела, умеющего действовать автономно в рамках своей компетенции .

Актуальность темы: угроза не вынашивания детей и особенности реабилитации недоношенных детей является очень актуальной для настоящего времени в связи с неблагоприятной демографической и экологической обстановкой в РФ и принятием президентской программы «Дети России» Тематика курсовой работы отвечает задачам национального проекта «Здоровье», направленного на предотвращение неблагоприятных последствий данной патологии у детей

Актуальность избранной темы определяется тем, что последнее время отмечается рост рождения недоношенных детей как по России так и Краснодарскому краю, роль медсестры в осуществлении ухода многогранна и незаменима.

Цель исследования: изучить особенности участия медицинской сестры в реабилитации недоношенных детей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы и статистику вопроса реабилитации недоношенных детей, причин, групп риска.
  2. Изучить разделы сестринского ухода при выхаживании недоношенных в условиях родильного дома.
  3. Разработать тесты с целью выявления знаний медицинской сестры отделения патологии недоношенных новорожденных. В разделе реабилитация недоношенных детей.
  4. Сделать выводы и разработать рекомендации по уходу за детьми дома. Объект исследования: реабилитация недоношенных детей.

Предмет исследования: роль медицинской сестры в реабилитации недоношенных детей.

Методы исследования: изучение теоретического материала, определение понятий, проведение исследования формулировка выводов и рекомендаций .

Практическая значимость: разработанный тест в дальнейшем может быть использован в качестве входящего контроля по теме «Сестринский уход за недоношенными детьми».

Введение Глава 1. Преждевременные роды, понятие недоношенности 1.1 Преждевременные роды 1.2 Угроза преждевременных родов 1.3 Причины преждевременных родов (что вызывает преждевременные роды) 1.4 Лечение преждевременных родов 1.5 Определение, оценка признаков недоношенности Глава 2. Анализ рождаемости недоношенных детей в России Глава 3. Основные направления сестринской деятельности по антенатальной охране плода Глава 4. Деятельность медицинской сестры в уходе за недоношенными детьми 4.1 Роль и обязанности медицинской сестры в уходе за недоношенными детьми 4.2 Обязанности санитарки, старшей и ответственной сестры 4.3 Учеба сестер и санитарно-просветительная работа в отделении для недоношенных детей Заключение Список литературы

Введение

Актуальность исследования. Чтобы избежать преждевременных родов, беременным требуется повышенное внимание к состоянию здоровья: собственное и медиков. Возможности медицины удивительны: врачи выхаживают недоношенных детей все меньшего веса. До недавнего времени считалось, что 27 недель – это предел, а сейчас, в наши дни выживают даже те малыши, которые появились на свет после 23 недель беременности и весящие всего 500-600 граммов. Тем не менее, перед медиками постоянно стоит задача – предотвратить рождение ребенка за много недель до срока. Большинство новорожденных, которые умирали сразу после родов, появлялись на свет значительно раньше положенной даты. А многие из выживших недоношенных детей страдают от последствий сокращенного пребывания в материнской утробе. Нужна профилактическая работа. При всей нехватке времени и нагрузках, которые испытывает врач, важно, чтобы он в процессе медицинского осмотра поговорил с женщиной об ее страхах и тревогах, помог преодолеть стресс. Важную рель играет просвещение. Идеальный вариант – знакомство с информацией еще до наступления беременности. Будущих родителей надо готовить. Так, была выявлена взаимосвязь между преждевременными родами и нерегулярным посещением поликлиники для профилактических осмотров. Конечно, женщина должна представлять себе, какой вред может нанести будущему ребенку, если не откажется от пагубных привычек (прежде всего, это касается употребления наркотиков, алкоголя, никотина), не начнет вести здоровый образ жизни. В этот период необходимо соблюдать щадящий режим (не путать со строгим постельным). Женщине, у которой есть риск преждевременных родов, следует наблюдать за своим весом, не пить лекарства без предварительной консультации с врачом. Если имеются показания, беременную кладут в больницу на сохранение. Одной из основных причин считаются инфекции, которые обостряют течение беременности, особенно в том случае, если у женщины ослаблена иммунная система (это может быть обусловлено курением, частыми половыми сношениями, чрезмерным физическим или психическим стрессом). Даже самые безобидные инфекции крайне опасны, поскольку болезнетворные микроорганизмы подбираются к плодному пузырю, подвергая его вредному воздействию. Начинается отхождение околоплодных вод, возникают преждевременные схватки. Одним из способов выявления инфекций и возможного предотвращения угрозы преждевременных родов служит измерение уровня кислотности во влагалище, которое проводится во время профилактических осмотров. Постоянный стресс не менее опасен: выброс адреналина ведет к постоянному образованию окситоцина, а окситоцин также вызывает схватки. Острая стрессовая ситуация оказывает на беременность менее негативное воздействие, чем частые психологические перегрузки. Преждевременные роды постоянно дают о себе знать. Многие женщины еще за недели чувствуют: если что-то не так. Они испытывают тянущие боли, чувство давления книзу, внутреннюю тревогу или беспокойство. Ребенок также реагирует заранее, и подает сигнал о том, что ему некомфортно. Врачи с помощью лекарств пытаются предотвратить преждевременные роды, чтобы оттянуть дату родов на несколько дней, может быть на пару недель, чтобы легкие младенца успели созреть. Роженицу рекомендуется положить в роддом, где имеется отделение интенсивной терапии для недоношенных детей. Именно в данном отделении больше шансов шансы выжить младенцу вне материнской утробы. Большое значение придается степени подготовки среднего медицинского персонала. Наряду с практическими навыками по уходу за ребенком медсестрам необходимы и определенные теоретические знания, без которых трудно осуществлять квалифицированное выхаживание и лечение. В настоящее время общий культурный уровень медицинских сестер значительно возрос. Объект исследования. Деятельность медицинской сестры. Предмет исследования. Основные направления деятельности медицинских сестер в антенатальном периоде. Цель работы. Выявить основные направления деятельности и роль медицинской сестры в профилактике недоношенности и при уходе за недоношенными детьми. Задачи работы. 1. Изучить понятие преждевременных родов, причины и лечение 2. Рассмотреть понятие недоношенности и основные показатели недоношенных детей 3. Проанализировать рождаемость недоношенных детей в России 4. Изучить деятельность медицинской сестры в профилактике недоношенности 5. Рассмотреть деятельность медицинской сестры в уходе за недоношенными детьми Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.

Заключение

Проблема недоношенности является одной из актуальнейших в современной педиатрии. За последнее десятилетие организация выхаживания недоношенных стала более совершенной. В различных городах нашей страны открылись родильные дома для преждевременных родов и специализированные отделения для недоношенных детей. Большое значение придается степени подготовки среднего медицинского персонала. Наряду с практическими навыками по уходу за ребенком медсестрам необходимы и определенные теоретические знания, без которых трудно осуществлять квалифицированное выхаживание и лечение. В настоящее время общий культурный уровень медицинских сестер значительно возрос. Многие из них имеют законченное десятилетнее образование. Деятельность по антенатальной охране плода медицинской сестры, особенно работающей с врачом общей практики, может осуществляться в двух направлениях: работа непосредственно с беременной женщиной и работа с ее окружением. Первоочередной задачей деятельности медицинской сестры является содействие обеспечению оптимального функционирования организма женщины в период беременности с учетом изменившихся потребностей в дыхании, поступлении питательных веществ, витаминов, минералов, двигательной активности, с учетом особенностей в удовлетворении физиологических потребностей, социальных контактов, переоценке своего места и роли в семье и обществе, ибо удовлетворение потребностей беременной женщины будет способствовать антенатальной охране эмбриона и плода, так как плод удовлетворяет свои потребности в дыхании, питательных веществах, выделении через организм матери. В связи с этим актуальной становится патронирующая деятельность медицинской сестры, в рамках которой следует уделять внимание удовлетворению потребностей беременной в адекватном питании, двигательной активности, соблюдению необходимого баланса между трудовой деятельностью и отдыхом, т.е. необходимо вести речь об оптимальном режиме дня, предусматривающем время для прогулок на свежем воздухе, для приема пищи, достаточное количество времени для сна.

Список литературы

1. Альбицкий В.Ю., Глушаков А.И. и др. Методы изучения воспроизводства здоровья населе¬ния. - Казань, 2001. 2. Альбицкий В.Ю., Ваганов Н.И., Резайкин В.И. Руководство по методам изучения и анализа младенческой смертности. - Н. Новгород, 2011. 3. Агкацева С. А. Обучение практическим навыкам в системе среднего медицинского образования. Алгоритмы манипуляций в деятельности медицинской сестры. Феникс, 2006 – 168с. 4. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Социальные и организационные проблемы педиатрии. Избранные очерки. - М. - 2003. - 511с. 5. Барашнев Ю.И. Перинатальная неврология. М. Наука. -2011.- 638 с. 6. Гулова С.А., Казакова Т.Ф., Галахова И. Е. Медицинская сестра: Практическое руководство по сестринскому делу. М.: ПРОФИ-ИНФОРМ, 2004. – 316 с. 7. Жученко П.Г., Пушкарь Н.С., Сытник И.А./ Антенатальная охрана плода и уход за новорожденным. – Киев. 1983 8. Игнатьева Р.К. Перинатальные проблемы. Мифы и реальность. - М., 2006. 9. Кулаков В.И., Барашнев Ю.И. Современные биомедицинские технологии в репродуктивной и перинатальной медицине: перспективы, морально-этические и правовые проблемы. // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2002. №6. -с.4-10. 10. Матвейчик Т.В., Иванова В.И. Организация сестринского дела. Минск: Высшая школа, 2006. –302 с. 11. Полубенцева Е.И., Улумбекова Г.Э., Сайткулов К.И. Клинические рекомендации и индикаторы качества в системе управления качеством медицинской помощи: Метод. реко¬мендации. - М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2007. 12. Сидельникова В.М. Невынашивание беременности. - М.: Медицина, 1986. -176с. 13. Сорокина З.Х. Централизация помощи новорож¬денным: значимость и метод оценки // Вопр.практич. педиатр. - 2008. - Т. 3, № 6. - С. 59-62. 14. Сорокина З.Х. Выживаемость, состояние здоро¬вья и особенности развития детей с экстремаль¬но низкой массой тела при рождении. // Рос. педиатр. журн. - 2009. - № 5. - С. 12-16. 15. Улумбекова Г.Э. Pдравоохранение России. Что надо делать. Научное обоснование «Стратегии развития здравоохранения РФ до 2020 года». Краткая версия. - М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2010. 16. Основы сестринского дела: Учебное пособие Вебер В.Р., Чуваков Г.И., Лапотников В.А., и др. – М.: Медицина, 2001- 496с.