Педагогический проект по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста "Все работы хороши, выбирай на вкус!"
Описание материала : Предлагаю вам педагогический проект "Все работы хороши, выбирай на вкус!" для детей старшего дошкольного возраста.Данный материал будет полезен воспитателям старших групп. Он поможет педагогам познакомить детей с различными профессиями, используя разнообразные формы работы с детьми, их родителями и социумом.
Вид проекта: педагогический.
Тип проекта:
1) по количеству участников: фронтальный.
2) по содержанию: интегративный.
3) по продолжительности: краткосрочный (в течение октября 2015 года).
4) по характеру содержания: ознакомительно-ориентировочный.
5) по доминирующему виду: ребенок, общество и культура.
Участники проекта : дети старшей группы детского сада, воспитатели, специалисты ДОУ, родители.
I. Целеполагание
Актуальность
«Профессий много в мире есть, их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны, и актуальны и важны:
Спасатель, фермер, гувернёр, телеведущий и актёр,
Автомеханник, финансист и менеджер и визажист…
И ты скорее подрастай, профессией овладевай,
Старайся в деле первым быть и людям пользу приносить»
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессий. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребёнка ограничены его пока небогатым жизненным опытом работы мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии лётчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий - это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей. Принимая во внимание, что одной из вариативных форм работы воспитателя с детьми (в рамках ООП ДО) является проектная деятельность, был запланирован проект с родителями и детьми на тему: «Все работы хороши, выбирай на вкус».
Цель
: формирование элементарных представлений о профессиях взрослых посредством проектной деятельности.
Задачи:
1. Формирование знаний детей о различных профессиях и их особенностях.
2. Формирование знаний о качествах личности, которыми необходимо обладать человеку той или иной профессии.
3. Формирование уважительного отношения к труду взрослых.
4. Формирование понятий о значимости родителей в жизни общества.
5. Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности.
6. Поощрение творческих проявлений в ролевых играх о профессиях.
7. Воспитание гордости за родителей и уважение к ним.
Предполагаемые результаты реализации проекта:
1. Сформированы знания детей о различных профессиях и их особенностях.
2. Сформированы знания о качествах личности, которыми необходимо обладать человеку той или иной профессии.
3. Сформировано уважительное отношение детей к труду взрослых.
4. Сформированы понятия о значимости родителей в жизни общества.
5. Детско-родительские отношения обогащены опытом совместной деятельности.
6. Сформирован интерес к разным видам профессий, в том числе профессиям родителей – полицейский, водитель, работник почты, журналист и т.д.
7. Созданы предпосылки для воспитания гордости за родителей и уважения к ним.
II. Разработка проекта
1.Определение сроков проекта: разработать и реализовать проект в течение октября 2015 года.
2.Обратиться за помощью к родителям (законным представителям): Волковой Н.А., Старушонковой В.Н., Меркушевой Ю.А., Коротиной Н.Л.,Колобову Н.К.
3.Подобрать методическую литературу, соответствующую теме проекта:
Т.В.Попова «Беседа с дошкольниками о профессиях», 2005г., Т.А.Шорыгина «Профессии. Какие они?», 2007г., О.Д.Смирнова Метод проектирования в детском саду; Образовательная область «Чтение художественной литературы»,-М.: Издательство «Скрипторий».
4.Подобрать детскую литературу, иллюстрации, дидактические игры на тему «Профессии».
5.Подготовить перспективный план работы по проекту.
6.Разработать конспекты мероприятий согласно разработанному плану проекта.
7.Подобрать методы и приемы работы с детьми и взрослыми, способствующие эффективной реализации проекта:
1) Словесные:
беседы
чтение художественной литературы
дидактические игры
развлечения
моделирование ситуаций
наблюдения
2) Наглядные:
сбор иллюстраций, фотографий
рассматривание иллюстраций
пример взрослых
3) Практические:
создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с решаемой задачей
моделирование ситуаций
8. Подобрать эффективные формы работы с детьми, родителями и общественностью, способствующие реализации проекта:
Формы работы
С детьми:
1.Организованная образовательная деятельность
2.Организованная образовательная деятельность в режимных моментах
3.Экскурсии
С родителями:
1.Анкетирование
2.Консультации
3.Творческие мастерские
4.Презентации
С общественностью:
1.Экскурсия на работу к родителям
2.Экскурсия в библиотеку
3.Встреча с интересными людьми
Перспективный план
1.Рассматривание картин и иллюстраций по теме «Профессии».
2.Беседа с детьми о профессиях, загадывание загадок о профессиях.
3.Чтение книг С.Михалкова «А что у вас», В.Маяковского «Кем быть», Дж.Родари «Чем пахнут ремёсла».
4.Экскурсия в медицинский кабинет, на кухню.
5.ООД по лепке «Поможем испечь кондитеру пирожные».
6.Просмотр мультфильма по произведению С.Михалкова «Дядя Стёпа милиционер».
7.Виртуальная экскурсия на почту.
8.Драматизация отрывков из художественных произведений: К.И.Чуковского «Айболит», С.Я.Маршака «Почта», С.Михалкова «Дядя Стёпа милиционер».
9.ООД по социализации «Профессия полицейский».
10.Дидактические игры: «Кому что нужно», «Профессии», «Кому нужны инструменты?", "Угадай профессию", "Что лишнее?"
инструменты?»
11.Экскурсия в библиотеку.
12. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм «Почта»,
«Библиотека», «Кондитерская».
13. Слушание песен о труде, разучивание частушек о профессиях.
14. Знакомство с пальчиковыми играми на тему «Профессии».
15. Экскурсия на работу к родителям.
16. Конкурс рисунков «Моя мама на работе».
17. Составление рассказов о профессиях своих родителей.
18. Разучивание стихов о профессиях, знакомство с пословицами и поговорками о труде.
19. Интеллектуальная игра «Что, Где, Когда?»
20. Презентация детско-родительских проектов.
21. Развлечение «Все работы хороши, выбирай на вкус».
Презентация проекта
1.Проведение интегрированной ООД по художественному творчеству (лепке) «Поможем кондитеру испечь пирожные».
2.Выставка детско-родительских работ по художественному творчеству (рисованию) «Моя мама на работе».
3. Выступление педагога на педагогическом совете с опытом работы по теме «Знакомство детей с профессиями».
4. Участие в окружном конкурсе педагогических проектов «Все работы хороши-выбирай на вкус!»
Выставка книг по теме "Профессии"
Дидактические игры на тему "Профессии"
Игра "Угадай профессию"
Игра "Отгадай профессию по действию"
Игра "Что лишнее"
Пословицы и поговорки о труде
Альбом "Профессии наших родителей"
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по социально-личностному развитию
«Я в мире человек»
Руководитель проекта: воспитатель группы детей от 1 до 2-х лет №3 МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Лучик» г.Мичуринска Мастина О.В. Участники проекта : дети, родители, педагоги ДОУ
АКТУАЛЬНОСТЬ
Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым: родителям и педагогам. Именно они в тесном сотрудничестве должны помочь малышам войти в сложный взрослый мир. Поэтому так важно вести целенаправленную работу по развитию у детей основ социализации, приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формированию гражданской принадлежности, патриотических чувства.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Создать условия для освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений
Задачи:
- приобщение детей раннего возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- удовлетворять потребности малышей в общении, разнообразной деятельности в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями;
- способствовать формированию у родителей воспитанников доверия к педагогам и желания активно участвовать в жизни ДОУ;
Какие формы и методы будут способствовать решению поставленной задачи?
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
В какой форме интегрировать свою деятельность по выполнению проектных мероприятий в работу коллег?
Как обеспечить продуктивное взаимодействие с родителями воспитанников
ГИПОТЕЗА
Если в ДОУ создать условия для социального развития детей, обеспечить эмоционально-положительное самочувствие каждого ребенка, удовлетворение возрастных потребностей в общении и движении, если вовлечь в орбиту своей педагогической деятельности коллег и родителей воспитанников,
то социальное развитие детей будет более успешным.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды;
- повышение уровня речевой, игровой, двигательной и познавательной активности детей;
- создание условии для участия родителей в работе, проводимой в ДОУ
комплекс условий
реализации проекта
Создание комфортной психологической обстановки
КОМПЛЕКС УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Единство действий участников ВОП
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы
Предоставление детям свободы выбора вида деятельности и партнеров
I этап – организационно-подготовительный (август-сентябрь)
Определение темы педагогического проекта, постановка целей и задач
Формы работы
«Педагогическая мастерская в рамках Творческой группы
Изучение методической литературы, опыта коллег, материалов в сети Интернет по выбранной теме
Выбор форм взаимодействия со специалистами
самообразование
Выбор форм взаимодействия с родителями воспитанников
Круглый стол «Вижу проблему, предлагаю решение»
Анкетирование, индивидуальные беседы
Составление тематического и перспективного планирования по выбранной теме
Собственная аналитическая деятельность, индивидуальные консультации с заместителем заведующего по ВМР
Анализ уровня речевого развития, уровня развития мелкой и общей моторики
Наблюдение за деятельностью детей в развивающей предметно-пространственной среде
- пополнение картотеки подвижных и пальчиковых игр;
- корректировка конспектов НОД с учетом направлений проектной деятельности;
- разработка сценариев досугов и развлечений;
- участие в творческих конкурсах различного уровня;
- разработка мини-проекта «Здоровьесберегающая организация воспитательно-образовательного процесса»;
- публикации в СМИ и в сети Интернет позитивного опыта работы.
II этап – практический
(сентябрь-апрель)
Педагогические ориентиры
социального развития ребенка в ДОУ
формирование у ребенка чувства собственного достоинства, уверенности в своих возможностях;
развитие позитивного отношение ребенка к окружающим взрослым и детям;
воспитание у ребенка социальных навыков и формирование социальной компетентности
- умение ребенка войти в детское общество;
- умение ребенка действовать совместно с другими детьми;
- умение следовать и уступать общественным нормам;
- умение ребенка контролировать свои желания
Показатели успешного социального развития
ребенка младшего дошкольного возраста в ДОУ
1Показателями успешного социального развития дошкольника в детском саду
могут служить умения ребенка
Задачи взаимодействия ДОУ с семьей
Изучение отношений педагогов и родителей к различным вопросам воспитания и развития детей, условиям организации разнообразной деятельности детей;
Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания и развития детей дошкольного возраста в детском саду и семье;
Информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и развития детей на разных возрастных этапах и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
Формы взаимодействия
с родителями воспитанников
Привлечение родителей к обогащению развивающей среды
Создание фотодневников и презентаций из жизни группы
Консультирование, анкетирование, беседы
«Круглые столы», праздники, досуги, развлечения
Наблюдение за характером детско-родительских отношений
Участие в конкурсах детско-родительского творчества
III этап – заключительный
Анализ достижения поставленной цели и поученных результатов
Формы работы
Беседы, анкетирования, наблюдение, мониторинг
Распространение опыта работы
Презентация проекта на методическом совете, публикация материалов деятельности в СМИ и в сети Интернет
Определение дальнейших форм взаимодействия с семьями воспитанников в сфере социального развития детей
Методический совет, собственная аналитическая деятельность
ВЫВОДЫ:
Представленный проект позволил решить широкий комплекс психолого-педагогических проблем, учитывая возрастные особенности детей и запросы родителей.
Реализация проекта «Я мире человек» подтвердила правильность выдвинутой гипотезы и обеспечила возможность:
Детям:
- роста речевой, игровой, познавательной активности;
- создание высокого уровня эмоционального комфорта .
Родителям:
- принять участие в проектных мероприятиях по проблеме социального развития детей;
- повысить педагогическую компетентность по отношению к собственным детям.
- проявить на практике свои профессиональные знания, интуицию, творческий подход к решению проблемы;
- повысить свое профессиональное мастерство в овладении технологии проектирования и владения ИКТ;
- представить свои творческие находки в профессиональных сетевых сообществах и творческих конкурсах
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ:
http://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2014/03/13/kamyshova_borovaya.pdf
http://www.maam.ru/detskijsad/strana-dobra.html
Исследовательский проект
«Проблемы социализации детей в детском саду»
г. Петропавловск, 2015 г.
Дети сразу и непринужденно осваиваются со счастьем,
ибо они сами по природе своей - радость и счастье.
В.М.Гюго
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности, её развития. Формирования и социализации. Данная проблема имеет различные аспекты, поэтому рассматривается многими науками: философией, социологией, физиологией, анатомией, психологией и др.
Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для развития, формирования и социализации личности в процессе обучения и воспитания. Социальное развитие связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, характера); духовными (нравственное становление, изменение сознания); интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями.
Человек, появляясь на свет существом почти исключительно биологическим, в процессе развития превращается в существо социальное, в личность как субъект отношений и общественной деятельности. Среда является определяющим фактором формирования личности, человек в процессе жизнедеятельности постепенно социализируется именно под влиянием среды, прежде всего тех социальных групп, с которыми он общается, которые составляют его ближайшее окружение. Социализация длится на протяжении всей жизни и происходит в условиях как стихийного, так и целенаправленного взаимодействия человека со средой.
Воспитание призвано корректировать характер влияния среды. В процессе воспитания осуществляется сознательно контролируемая социализация. Воспитание упорядочивает поток идущих на личность влияний и создаёт условия для ускорения социализации. В сущности, воспитание в широком плане, как социальная функция, как процесс социокультурного воспроизводства поколения это и есть социализация. А воспитание, как педагогический процесс, направленное воздействие на развитие личности, является функцией одного из агентов социализации - образовательного учреждения.
Также мы исследуем вопрос необходимости сотрудничества дошкольного учреждения с семьёй. Данный аспект проблемы социализации дошкольников мы считаем особенно актуальным. В настоящее время в казахстанском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей. В различных контекстах звучит, что семья должна, наконец, стать в нашем обществе не просто ценностью, а ценностью номер один, что семья и есть наша новая национальная идея. В связи с этим необходимо все усилия направлять на восстановление семейных систем, культивирования взаимопонимания в семьях, на повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи.
Данное исследование посвящено дошкольным образовательным учреждениям, как институту социализации.
Актуальность исследования: ф ормирование и развитие подрастающего поколения всегда были важнейшей проблемой общества. Значимость и актуальность данной проблемы в современных условиях возрастают в связи с тем, что само общество находится на переходном этапе развития. В обновлении всех сфер современного общества на первый план выдвигается социализации личности человека, т. е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Ценностные ориентации человека и призваны определить его социализацию как общественную мотивацию поведения, связанную с потребностями личности.
Детский сад является сегодня первой ступенью на пути к становлению личности, поэтому очень важно определить какие существуют проблемы в ходе социализации детей в дошкольном учреждении и пути их решения. Следовательно, возникла необходимость изучить данную тему, исследовать проблемы социализации детей в детском саду.
Цель исследования:
- выяснить особенности развития личности в детском саду. Для достижения этой цели мы рассмотрим сущность и задачи процесса воспитания, а также такой компонент воспитания дошкольников, как игра. Так как процесс социализации ребёнка происходит на основе его деятельностной сущности, а наиболее значимым аспектом социализации в дошкольном учреждении является игровая деятельность.
- создание благоприятных условий для внедрения новых форм и методов повышения эффективности воспитательного процесса, через взаимодействие с семьей дошкольника.
Работая над проблемой по социализации дошкольников, мы сделали вывод, что для решения проблемы обеспечения социализации личности необходимо целенаправленное взаимодействие ДОУ и семьи с привлечением к работе объектов социума.
Для решения этой проблемы была выбрана цель: создание благоприятных условий для внедрения новых форм и методов повышения эффективности воспитательного процесса, через взаимодействие с семьей дошкольника.
Нами были определены следующие задачи :
Выявить благоприятные условия для внедрения новых форм и методов повышения эффективности воспитательного процесса.
Разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи.
Способствовать активному включению родителей в воспитательно – образовательный процесс детского сада.
Согласно задачам были определены параметры сформированности социализации детей дошкольного возраста и психологическая комфортность пребывания детей в группе детского сада.
В начале работы был выявлен круг проблем, таких как:
неуважительное отношение к именам сверстников;
неумение отстаивать свою точку зрения;
незнание детьми своих прав;
неумение вести себя в конфликтной ситуации;
неумение давать оценку своим поступкам;
неуважение к результатам труда людей;
непонимание родителями любви как основы семейных взаимоотношений.
Методика «Рисунок семьи» целью, которой является: выявление особенностей внутрисемейных отношений; отношение ребенка к членам своей семьи, восприятие их и своей роли в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.
Начать работу можно с НОД (непосредственной образовательной деятельности) «Детский сад – наш дом». Цель: воспитывать уважение к труду взрослых, показать, что детский сад похож на семью; как и в семье, здесь есть взрослые, которые заботятся о детях; обобщить знания детей о профессиях сотрудников детского сада (повара, медицинской сестры) ; воспитывать уважение к труду взрослых; продолжать формировать положительное отношение к детскому саду; воспитывать у детей доброе отношение детей друг к другу называть друг друга ласково, нежно, развивать положительные эмоции у детей. Перед занятием должна быть проведена предварительная работа, которая включала в себя: тематические экскурсии по детскому саду (знакомство с трудом медсестры, прачки, повара) ; рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы: «Бегемот, который боялся прививок», «Детям о профессиях»; играли с детьми в игры «Готовим вкусный обед», «Больница», «Семья», «Детский сад». Использовать: игровое упражнение «Составь семью». Детям предлагаются фигурки-макеты или картинки с изображением детей, взрослых, пожилых людей из которых нужно было составить семейное фото; проигрывание ситуаций, которые дают возможность детям не просто рассказать о ней, но и эмоционально прожить ее.
Во время формирующего этапа, следует проводить работу и с родителями по формированию высокой самооценки ребенка.
Основными формами работы детского сада и семьи следует выбирать как традиционные формы работы:
консультации,
анкетирование,
родительские собрания,
беседы.
Так и нетрадиционные формы:
совместные досуги, праздники,
участие родителей в выставках,
организация дней открытых дверей.
Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов, вечеров вопросов и ответов и др. Такие формы работы позволяют родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, обменяться знаниями друг с другом, обсудить некоторые проблемы развития детей.
Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как совместный досуг детей и родителей, где все выступают полноправными участниками. При их подготовке таких мероприятий родители задействованы практически во всех этапах подготовки:
обмене идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;
помощи в разработке сценария;
разучивании стихов, песен, танцев, работе над ролью;
помощи в оформлении помещения;
пошиве праздничных костюмов;
подготовке отдельных номеров;
изготовлении сюрпризов и подарков и т. д.
Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей, детей и воспитателей, устраняет отчужденность между ними, вселяет уверенность в успехе совместной работы, решает многие проблем
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Результативность опыта показывает, что при повторном обследовании детей по методике «Детский сад» и методике «Рисунок семьи», многим другим методикам работы в ДОУ и проделанной работы, в начале года дети обычно не полностью адаптированы к социальной среде, детскому саду, были проблемы у родителей с детьми, дети ведут себя агрессивно по отношению к сверстникам и родителям, а после проделанной работы поведение детей меняется. Дети начинают больше доверять друг другу и воспитателю, относиться с доброжелательностью к своим сверстникам.
Таким образом, работа, направленная на социализацию ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи оказывает положительный эффект и родители начинают самостоятельно сотрудничать с детским садом, появляется доброжелательное отношение к педагогам и специалистам.
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что опыт работы по социализации детей показал, что главным критерием социализации ребенка, должна выступать степень развития самостоятельности, инициативности и творчества личности. Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности и то, что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.
Игра как средство воспитания дошкольников
Ведущий вид деятельности дошкольника - это игра. Именно в ней во взаимодействии с педагогом формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту.
Игра - это работа детей. В ходе игры малыши всерьез заняты овладением новыми для них сенсорными и моторными, навыками. Игра расширяет познания ребенка о себе и о мире, дает ему ощущение господства над тем, что его окружает.
Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Но это происходит тогда, когда она включается в организуемый и управляемый педагогический процесс. Развитие и становление игры в значительной степени происходит именно при использовании ее как средства воспитания.
Руководствуясь требованиями «Программы воспитания в детском саду», педагог отбирает и планирует программное содержание, которое должно быть усвоено детьми в играх, четко определяет дидактические и игровые задачи, действия и правила, предполагаемый результат. Он как бы проектирует весь ход игры, не разрушая ее своеобразия и самодеятельного характера.
Включая игру в педагогический процесс, воспитатель учит детей играть, создавать, по словам А. С. Макаренко, «хорошую игру». Для такой игры характерны следующие качества: воспитательно-познавательная ценность содержания, полнота и правильность отражаемых представлений; целесообразность, активность, организованность и творческий характер игровых действий; подчинение правилам и способность руководствоваться ими в игре с учетом интересов отдельных детей и всех играющих; целенаправленное использование игрушек и игровых материалов; доброжелательность отношений и радостный настрой детей.
Руководя игрой, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение, использует ее в целях умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.
В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия. Иногда знания и представления о труде людей, о конкретных действиях, взаимоотношениях оказываются недостаточными, и возникает необходимость в их пополнении. Потребность в новых знаниях выражается в вопросах детей. Воспитатель отвечает на них, прислушивается к разговорам во время игры, помогает играющим найти взаимопонимание, договоренность.
Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями.
Организуя игру, руководя ею, воспитатель воздействует на коллектив детей и через коллектив на каждого ребенка. Становясь участником игры, ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с другими, подчиняться правилам, которые устанавливаются в игре.
Чтобы использовать положительное влияние игры и не допустить возникновения нежелательных игр, нужно учить детей различать, что хорошо и что плохо, воспитывать активное стремление к хорошему и неприязнь к плохому. С этой целью воспитатель через игру и в игре раскрывает детям смысл тех или иных положительных фактов, дает их оценку, вызывает у ребят желание подражать им и тем самым формирует их отношение к тому, что отображается в игре.
Качество дошкольного воспитания в значительной мере зависит как от правильно составленной системы развивающих задач, так и от адекватной стратегии общения, взаимодействия взрослого с детьми. Развертывая общение с детьми, необходимо учитывать и их возрастные особенности, и индивидуальные склонности и интересы, и специфику того вида деятельности, в котором взрослый взаимодействует с детьми.
Говоря об игровом взаимодействии и общении взрослого с детьми, мы должны иметь в виду, прежде всего, их совместную игру, далее занятия, труд.
Именно в игре устанавливаются с ребенком личностные контакты. Это путь к личностно-ориентированному взаимодействию с ребенком. Это педагогический профессионализм.
Детская игра включает в себя два основных вида: сюжетную игру и игру с правилами. Специфика сюжетной игры заключена в условном, замещающем характере действий. Такие игры позволяют ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события.
Игры с правилами существенно отличаются от сюжетной. Это достаточно жесткая деятельность - где определены обязательные для участников правила (игры подвижные, дидактические).
Дополняя друг друга, оба вида игры оказываются весьма эффективном развивающим средством, которое трудно заменить другими формами активности.
Благополучие и развитие детей в дошкольном учреждении полностью зависит от тех взрослых, которые с ними работают.
Современные формы организации среды в ряде детских садов предусматривают оборудование помещения дошкольного учреждения и участка для разнообразных форм педагогической работы с детьми и реализации разных видов активности детей в играх.
Исходя из позиций личностно-ориентированной педагогики, общение с ребенком понимается как педагогическое взаимодействие, которое реализуется при непосредственном участии взрослого (воспитателя) в играх детей. Однако, как показывают наблюдения, несмотря на то, что современная психология и педагогика освободили игру от узкодидактической функции «проработка знаний», эта установка до сих пор является стереотипом сознания большинства воспитателей дошкольных учреждений и администрации детского сада (результаты собеседований в курсовой работе, наблюдения практической деятельности педагогов ДОУ).
Ограничение игры часто дидактическими функциями влечет за собой все тот же «учительский» тип отношения воспитателя к детям: педагог руководит игрой, а дети выполняют его указания. Небольшие отрезки времени, остающиеся от строго регламентированных занятий, игр не удовлетворяют требованиям, связанным со свободным, непринужденным взаимодействием взрослого с детьми.
В практике педагогов ДОУ отмечается негибкое использование прочих помещений, провоцирующее учебно-дисциплинарные формы работы с детьми. Игровые уголки с постоянной экспозицией и тематикой, что значительно снижает интерес детей, не способствуют взаимодействию в игре.
К нежелательным стереотипам следует отнести традиционные игровые уголки для сюжетных игр с неизменными типами и сюжетами «Больница», «Почта», «Магазин», «Пароход» и др., которые вносят в игры детей штампы, препятствующие проявлению самостоятельности, творчества, инициативы детей. Содержание игровых пространств должно быть мобильным, регулярно обновляться в соответствии с информацией, полученной от педагога в рамках усвоения программных задач, создавая условие для созидательной деятельности детей, креативности, реализацию индивидуальных особенностей и способностей детей.
Для того чтобы дети овладевали игровыми умениями, взрослые (педагоги, родители) должны играть вместе с ними. Зачастую этого не происходит по следующим причинам, мешающим обновлению работы детского сада: установка педагогов на обучающие занятия как приоритетную форму работы с детьми; недостаток содержания, адекватного запросам современных требований детей, позволяющих наладить совместную непринужденную деятельность в игре; жесткий режим дня, не предоставляющий возможности детям играть; недостаточная информационность детей, способствующая развитию сюжета игр.
Эмоциональный комфорт ребенка зависит не только от его взаимоотношений с близкими взрослыми, но и от взаимоотношений со сверстниками.
Положительное отношение сверстников, их благоприятные оценки во многом определяются тем, насколько свободно ребенок вступает в контакты, умеет ли развернуть интересную совместную игру. Сначала взрослый, развертывая игру с ребенком, поясняет все игровые действия, объясняет правила и стимулирует к этому ребенка. Среди педагогов-практиков бытует представление о том, что маленькие дети не могут играть вместе. Разумеется, в младшем возрасте взаимодействие дошкольников еще очень кратковременно и должно поддерживаться взрослыми. Вместе с тем, пояснять друг другу игровые замыслы, согласовывать друг с другом - задача сложная даже для старших дошкольников. Поэтому надо отчетливо понимать, что совместная самостоятельная игра детей может развернуться только в небольших микрогруппах (3-4 человека), с помощью взрослых создаются в помещении игровые пространства, где дети могут играть, не мешая друг другу.
Пока в дошкольных учреждениях такая позиция не находит места в работе с детьми. Несмотря на то, что достаточное количество ДОУ создали благоприятные условия для овладения усложняющимися умениями, возможности самих детей не реализованы.
Воспитатели не владеют навыками формирования у детей игровых действий. В данном процессе отмечается стихийность, где организация жизни детей не носит целенаправленный характер. Отсутствие у педагогов навыков личностно-ориентированного взаимодействия с детьми не позволяет им в полной мере реализовать основные принципы педагогики сотрудничества.
Если педагогу удается контролировать и совершенствовать способы общения с ребенком, проявлять внимание и отзывчивое отношение к нему, терпеливо и доброжелательно выслушивать каждого ребенка, ласково с ним обращаться и пр., то в процессе взаимодействия в игре не владеет индивидуальным подходом, сдерживая тем самым проявления его творческих способностей и инициативы. У некоторых педагогов отсутствует профессиональное умение удерживать позицию равноправного партнера при взаимодействии с детьми в игре.
Так, выяснилось, что основная сфера приложения усилий педагога в течение рабочего дня - обучающие занятия, от чего дети устают, теряют свою познавательную активность, лишаются возможности общения и взаимодействия друг с другом.
Много времени и энергии воспитатель затрачивает на подготовку занятий. Тематика занятий не является продуктивной, способствующей развитию игры, игровых мотивационных ситуации, действии, т.е. информационная часть занятий не побуждает детей к развитию игровых сюжетов. Подавляющее большинство воспитателей отметили, что после проведенных занятий у них возникает чувство облегчения, как если бы основная дневная работа проделана (по 10-30 минут, 2-3-4 занятия).
Как видно, установка только на занятия влечет за собой и распределение усилий педагога не в пользу других форм работы, а именно игровой деятельности детей.
Может ли воспитатель, так выстроить занятия, чтоб его дети смогли продолжить в самостоятельной игровой деятельности?
К тому же имея дело с большой группой детей (фронтальные занятия, которые до сих пор практикуются в ДОУ), педагог неизбежно сталкивается с ситуациями, когда необходимо упорядочить поведение детей, снять их излишнее возбуждение, а порой напряжение и усталость. А оно (возбуждение) неизбежно при неправильной организации деятельности детей в течение дня.
По характеру поведения взрослого в этих раздражающих его ситуациях, можно косвенно судить о наличии признаков «профессиональной усталости», в результате чего в большинстве своем воспитатели не готовы включиться в качестве партнера в совместную непринужденную игровую деятельность с детьми. Педагог не владеет необходимыми для этой формы работы знаниями о детской деятельности и содержанием, адекватным запросам детей.
Создание гибкого режима дня с учетом здоровья детей, их интересов, творческих запросов, индивидуальных особенностей развития;
Переориентирование педагогов ДОУ с репродуктивных методов взаимодействия с детьми в игре, на продуктивные; создание условий развивающей среды (по интересам детей);
Понимание педагогического взаимодействия взрослого и ребенка в игре как одного из самых лучших профессиональных качеств воспитателя;
Использование игровых приемов в процессе обучения;
Признание в ДОУ приоритетной самостоятельной игровой деятельности, направленной на творческую, созидательную, познавательную активность дошкольника.
Игра возникает в результате определенных социальных условий жизни ребенка в обществе. Взрослые способствуют распространению детской игры с помощью сообщения детям новой информации, специально созданных условий (игрушек, игровых пространств, где ребенок может играть, игровой техники и т.д.), которые передаются из поколения в поколение, превращая игру в часть культуры общества. В ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества. Образное отражение реальной жизни в играх детей зависит от впечатлений, складывающейся системы ценностей.
Игровая деятельность, как доказано А.В.Запорожцем, В.В.Давыдовым, Н.Е.Михайленко, не изобретается ребенком и задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомить с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа, выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться игровым правилам и т.п.). Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает его развивающий эффект.
Таким образом, игра является средством всестороннего воспитания и развития детей.
Список литературы
1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика / Ю. П. Азаров. – 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Политиздат, 1985. – 238 с.
2. Актуальные проблемы дошкольного образования / под ред. Т. М. Бабуновой. - Магнитогорск, 2003.
3. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М. : Аспект Пресс, 1998. –376 с.
4. Антонова Е. В., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003. – №5. – с. 49 – 53; № 6 – с. 46 –51.
5. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как нау-читься понимать своего ребенка. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2004.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М. : Просвещение, 1968. С. 398-464.
7. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство / А. Л. Венгер. - М. : Издательство Владос-пресс, 2005
8. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. - Пособие для практических работников ДОУ. - М. : АРКТИ, 2003.
9. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика. 1999. – № 4. – С. 27-39.
10. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб. : Речь, 2004.
11. Гуров В. Н. Семья в системе формирования современной личности. // Педагогическое образование и наука. 2001. – №4. С. 29-40.
12. Давыдова О. И. Технология организации контакта и взаимопонимания между педагогами и родителями детей дошкольного возраста в новых социальных условиях // Психолого-педагогические проблемы современного образования: Сборник научных статей. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001. –С. 119
13. Детский сад и семья/ Под ред. Т. А. Марковой. - М., 1986.
14. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Т. П. Елисеева; - Мн. : Лексис, 2004.
, что он направлен на развитие эмоционально-личностного потенциала детей, их индивидуальности, умения видеть окружающих людей и сопереживать им, овладевать разнообразными навыками общения с окружающим миром и методами саморегуляции. Для меня как педагога было важно показать детям разнообразие ощущений, эмоций и чувств, которые может испытывать человек в своей жизни, уметь видеть, ценить, принимать себя таким, какой ты есть.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №5 «ТЕРЕМОК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
Паспорт
социального проекта
Ветюгова О.Ю.
Педагог-психолог МБДОУ д/с №5 «Теремок»
г. Шахунья
2017г. Оглавление.
- Оглавление……………………………………………………………………….2
- Информационная часть………………………………………………………...3-4
- Актуальность проекта………………………………………………………….4-5
- Сбор и анализ информации по избранной проблеме…………………..5-6
- Этапы реализации проекта…………………………………………………….6-7
- Ожидаемые результаты проекта……………...................................................7-8
- Заключение и выводы………………………………………………………......8
- Литература……………………………………………………………………......9
- Приложение……………………………………………………………………….10-42
- Фотоприложение…………………………………………………………………43-47
Информационная часть
Информационная карта
Наименование проекта | «Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников» |
Ветюгова Ольга Юрьевна, педагог-психолог МБДОУ д\с №5 «Теремок» |
|
Обоснование актуальности и социальной значимости проекта | Актуальность и социальная значимость проекта заключается в том , что он направлен на развитие эмоционально-личностного потенциала детей, их индивидуальности, умения видеть окружающих людей и сопереживать им, овладевать разнообразными навыками общения с окружающим миром и методами саморегуляции. Для меня как педагога было важно показать детям разнообразие ощущений, эмоций и чувств, которые может испытывать человек в своей жизни, уметь видеть, ценить, принимать себя таким, какой ты есть . |
Цели и задачи проекта | Цель проекта Задачи проекта: |
Краткая аннотация содержания проекта | Данный проект на доступном уровне знакомит детей с коммуникативными играми, обучает их пониманию себя и умению «быть в мире с собой», развивает навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания; вырабатывает у дошкольников положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения. «Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья» - девиз этого проекта. |
Сроки выполнения проекта | 2016-2017уч.г. |
Материально-техническая база и предполагаемая стоимость проекта | Проект реализуется на базе МБДОУ д/с №5 «Теремок» комбинированного вида. Материально-техническая база: Музыкальный зал; Тренажерный зал; Социально-эмоциональные уголки в группах; Атрибуты для коммуникативных игр; Методическая литература; Наглядный материал; Картотеки коммуникативных игр; ИКТ (музыкальный центр, компьютер). Проект не предполагает материальных затрат. |
Актуальность проекта
«Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья»
Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата.
С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение.
Практически в каждой группе разворачивается сложная и порой драматическая картина межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, сорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. Все эти отношения остро переживаются участниками и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым. Взрослые иногда не подозревают о той гамме чувств и отношений, которую переживают дети, не придают особого значения детским ссорам и обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Именно по этому в настоящее время одной из актуальных проблем воспитания является проблема развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями, другими людьми.
Большое значение в воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельности детей отводится коммуникативным играм. Именно в них повышается умственная активность ребенка, формируются самооценка, самоконтроль, организованность и адекватные межличностные отношения. Игры вырабатывают у детей понимание общности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогает лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу. Коммуникативная игра не только помогает овладеть навыками социального общения и усвоить нормы поведения, но и имеет важное значение для эмоционального развития детей. В игре дети воспроизводят реальные ситуации, используя знакомые средства для решения своих специфических проблем.
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой, поэтому в своей работе я использую именно коммуникативные игры. В них ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей. Коммуникативные игры являются неотъемлемой частью социально - нравственного воспитания дошкольников. Имея нравственную основу, они учат дошкольников обретать гармонию с окружающим миром, вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем. Коммуникативные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, являются активным средством социализации старших дошкольников.
Коммуникативные игры актуальны и интересны в настоящее время, так как именно они формируют у детей социальные контакты и развивают способность к совместным действиям в быт овых жизненных ситуациях. Их с большим удовольствием и пользой можно использовать на любых занятиях, в повседневной деятельности в детском саду, а так же в свободное время в кругу семьи. Эти игры доступны по содержанию и методам проведения и педагогам, и просто взрослым членам семьи дошкольников.
Мой проект направлен на привлечение внимания ребенка к самому себе и окружающим его людям. Участие в проекте убеждает детей в том, что они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение является путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей. Проект подразумевает единение детей, педагогов и родителей, поэтому они должны стать полноправными его участниками.
Сбор и анализ информации по избранной проблеме
Тип проекта : информационный, игровой.
По продолжительности : долгосрочный.
По характеру контактов: внутригрупповой.
По количеству участников : групповой, фронтальный.
Участники проекта : педагог-психолог, дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта : 2016-2017 уч.г.
Проблема.
В нашем детском саду в 2014 -2015 уч. г. я как педагог-психолог занималась с детьми старшего дошкольного возраста с проблемами межличностного общения. По результатам наблюдения за детьми в группах и диагностики стало ясно, что формирование у детей способов бесконфликтного общения является очень важным аспектом воспитания детей в коллективе сверстников. В ходе наблюдений за дошкольниками я отметила их неумение понимать самого себя и регулировать свое эмоциональное состояние, договариваться со сверстниками, приходить к общему решению, учитывать мнение партнера. Кроме этого я поняла, что не все педагоги групп знакомы на достаточном уровне с теоретическими и практическими основами развития коммуникативной деятельности детей; родители не всегда могут помочь своему ребенку благополучно выйти из эмоционально-конфликтной ситуации.
Именно поэтому я решила обратиться к данной теме : «Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников».
Гипотеза.
Я считаю, что знание и активное использование детьми коммуникативных игр приведет к активизации механизма детского саморазвития, в результате которой дети приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию их личности и подготовки к дальнейшей жизни; педагоги и родители приобретут необходимые навыки общения с детьми старшего дошкольного возраста, повысят свой уровень психологических знаний и научатся понимать «маленьких людей».
«Счастье - это когда тебя понимают», а это понимание не приходит само собой, ему надо научиться.
Цель проекта : вызвать у детей интерес к коммуникативным играм, обогатить их специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения; научить самостоятельно их организовывать.
Задачи проекта:
1. Создать в группе условия для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения.
2. Показать детям разнообразные игры на формирование коммуникативных навыков и социального доверия и научить организовывать их самостоятельно.
3. Познакомить педагогов и родителей с теоретическими и практическими основами разработки проблемы коммуникации.
Этапы реализации проекта.
Этапы | |
I этап Организационный | 1.Изучение методической литературы . 2. Составление перспективного планирования занятий с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков межличностного общения. (Приложение). 3.Подборка коммуникативных игр в соответствии с возрастом детей. 4.Создание условий для проведения игр в группах (социально-эмоциональные уголки, насыщенные богатым содержанием). 5.Создание развивающей среды в музыкальном зале (изготовление атрибутов для коммуникативных игр); привлечение родителей к предстоящей творческой работе (создание альбома «Игры с детьми и взрослыми » (Приложение). 6.Игровые задания для домашнего общения. Использование данного вида деятельности позволит вычленить наиболее «наболевшие» вопросы, разглядеть проблему с разных сторон и более вдумчиво подойти к пониманию законов детского развития. 7.Консультация родителей по теме: «Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой? », «Самооценка ребенка» (Приложение). 8.Консультации педагогов по теме «Психогимнастика как средство социализации дошкольников» 9.Организация и проведение тренингов с педагогами на тему «Азбука общения» |
II этап Практический | 1.Формирование у детей элементарных знаний и представлений об основах бесконфликтного общения через активное использование различных этюдов, упражнений, релаксационных пауз, развивающих игр, бесед и др. 2.Обучение детей организации коммуникативных игр в свободной деятельности. 3.Организация и проведение развивающих занятий по формированию навыков межличностного общения. 4.Организация и проведение развлечений «Наши эмоции», «Будь внимателен к другу» (Приложение). |
III этап. Заключительный | 1.Обобщение опыта работы по теме: «Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников» - итоговое занятие «Путешествие в страну Эмоций» (Приложение). |
Ожидаемые результаты проекта .
Прогнозируемый результат:
У дошкольников формируется:
1. Осознанное отношение к себе и своим возможностям, адекватная самооценка.
2. Способность к произвольной регуляции своей деятельности.
3. Умение разрешать проблемы межличностных отношений со сверстниками и взрослыми:
- видеть сверстника, чувствовать своё единство с ним;
- согласовывать своё поведение с поведением других детей;
- видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей;
- помогать сверстнику в процессе совместной деятельности, делиться с ним;
- свободно выражать своё эмоциональное состояние, чувства в коммуникативной сфере
У педагогов повышается:
Профессиональный уровень, формируются навыки и умения практического использования методов и приемов развития коммуникативной деятельности детей;
У родителей повышается:
Образовательный уровень через введение их в увлекательный мир коммуникативных игр; развивается система бесконфликтного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателями).
Продукты реализации проекта:
- Разработка тематических бесед и консультаций по теме « Коммуникативные игры с детьми и взрослыми»;
- Составление картотеки коммуникативных игр.
- Оформление альбома «Игры с детьми и взрослыми».
- Итоговое занятие « Путешествие в страну Эмоций».
Оценка результатов проекта
По окончании работы над проектом педагог-психолог, педагоги групп повысили профессиональную компетентность в вопросах развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста; все участники проекта стали активно использовать составленную мной систему игр по развитию межличностных отношений дошкольников на практике; дети старшего дошкольного возраста овладели на достаточно высоком уровне навыками бесконфликтных форм общения, т.е. конфликтов в группе между детьми стало меньше.
Заключение и выводы
Обучая навыкам общения в различных жизненных ситуациях – со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми, - коммуникативные игры вырабатывают у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения. По моим наблюдениям детям было интересно участвовать в проекте, им это было нужно, а значит моя работа не прошла даром. Мы вместе с педагогами, детьми, родителями попытались с помощью коммуникативных игр побывать в чудесной стране под названием ОБЩЕНИЕ, попытались понять законы этой страны, узнали, как нужно и можно видеть и понимать себя, видеть и понимать окружающих людей, весь это странный и сложный мир под названием ЖИЗНЬ.
Дети, как маленькие росточки, тянутся к солнцу, любви, доброте, познанию таинственного мира, в котором каждый должен найти свое место, то есть считаю, что мой проект должен быть полезен всем по своему: и детям, и педагогам, и родителям.
В результате изучения информационных источников, литературы было собрано много интересного и познавательного материала, который был переработан специально для детей старшего дошкольного возраста.
Результатом практической части является создание альбома «Игры с детьми и взрослыми», а также картотеки коммуникативных игр, проведение развлечений и итогового занятия «Путешествие в страну Эмоций».
Итак, коммуникативные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования социально адаптированной, гармонически развитой личности.
Литература.
- Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. - М.: Книголюб, 2003. - 56с.
- Дьяченко В., Мещерякова Л., Гузенко О. Тайна моего дарования. // Обруч, 2005, №5 - c. 15-17.
- Дружинин В. Н. Психология семьи. - М.: КСП 1996. - 158 с.
- Захаров А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей. // Вопросы психологии. 1982.№1. - С. 59-68.
- Захаров А. И. Детские неврозы. - С.-П.: Респекс, 1995. - 190 с.
- Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. -240с.
- Князева О.Л. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 168с.
- Колесник Н. Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. - М., 1999. - 15с.
- Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство. - М.: Прометей; Книголюб, 2003. - 64с.
- Ле Шан Э. Когда ваш ребёнок сводит вас с ума. - М.: Педагогика, 1990. - 268с.
- Мамаева В. Экспертная оценка в детском саду. // Обруч. 2004.№5 - С. 12-1
- Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 384с. - (Дошкольное воспитание и развитие).
- Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. -М.: АРКТИ, 2001. - 48с.
- Нифонтова О. В. Психологические особенности формирования готовности детей дошкольного возраста к позитивному разрешению конфликтных ситуаций: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. - Курск. 1999. - 16с.
- Пазухина И. А.. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 - 6 лет: Пособие практических работников детских садов. - СПб: Детство - Пресс,2004. - 272 с.
- Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. - 160с.
- Разживина Л. Азбука настроений. // Обруч. 2002, №3 - С.26.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 1996. - 523с.
- Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М.: Книголюб, 2003. - 72с.
- Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Владос, 2003. -160 с.
- Степанова Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада. // Дошкольное воспитание. 1999.№10. - С. 29-
- Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) - СПб.: Детство-Пресс, 2000. -384с.
- Философский энциклопедический словарь. // Под ред. Л. Ф. Ильичёва, П. Н. Федосеева. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840с.
- Хобсон К. Ф. Мир входящему: развитие ребёнка и его отношений с окружающими. - М.: Центр общечеловеческих ценностей; 1992. - 510с.
- Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. - СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002. - 112 с.
Управление образования администрации городского округа
«Город Йошкар – Ола»
Муниципальное бюджетное образовательбное учреждение
общеразвивающего вида «Детский сад №19
г.Йошкар – Олы «Василёк»
Исследовательский проект
«Ребёнок-дошкольник: его социально-личностное развитие»
Чуксеева Елена
Александровна
/ст.воспитатель/
г.Йошкар – Ола
Самое главное - воспитать те нравственные силы ребенка, без которых он не может не делать добра, т.е. учить сопереживать.
В.А. Сухомлинский
Введение
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.
Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Человек по природе своей является существом общественным. Все факты, описывающие случаи вынужденной изоляции маленьких детей, так называемых “маугли”, показывают, что такие дети никогда не становятся полноценными людьми: они не могут овладеть человеческой речью, элементарными формами общения, поведения и рано погибают.
Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.
Само слово “общество” произошло от латинского “societas”, означающего “товарищ”, “друг”, “приятель”. Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека.
Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Педагогическая технология социально-личностного развития детей осуществляется поэтапно:
Сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;
Перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;
Систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;
Коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.
Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физкультуре, музыкальных руководителей. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.
В целях обеспечения социального партнёрства ДОУ и семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми необходимо составить план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой детского сада использовать родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники, оформления в «Уголке родителей» и др.
Для реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности, ведь процесс социального воспитания ребёнка в ДОУ требует от педагога освоения специальных профессиональных установок и понимания своеобразия авторских программ дошкольного образования.
Актуальность проекта
Повышение внимания педагогического коллектива нашего детского сада к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Захлестнувшая весь мир волна нетерпимости оказывает негативное влияние и на детей, которые нередко становятся такими же жестокими, нетерпимыми или равнодушными, как окружающие их взрослые.
Цель проекта
– создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников.
- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
Задачи теоретического плана:
- Изучить научно – методическую литературу по проблеме социально – личностного воспитания дошкольников;
- Выявить уровень развития детей дошкольного возраста по социально – личностному развитию;
- Изучить позицию родителей по данной проблеме;
- создать единую систему системы работы администрации, педагогических сотрудников и родителей по социально-личностному развитию детей;
Задачи практического плана:
- Научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, а так же понимать эмоциональные состояния других людей
- создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
- совершенствование стиля общения педагога с детьми: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия детей;
- формирование у детей основ личности будущего гражданина;
- профилактика и коррекция имеющихся у детей социально-личностных проблем
Срок проведения проекта:
Реализация проекта рассчитана на один учебный год.
База проведения проекта: МДОУ №50 «Солнышко»
Объект исследования : дети дошкольного учреждения
Предмет исследования – воспитание дошкольников в процессе социализации в дошкольном образовательном учреждении.
Гипотеза: работая над развитием социально – личностного развития детей мы накчим детей чувсивовать себя счастливыми, быть способными лучше адаптироваться в обществе и преодолевать трудности
Методы исследования:
Теоретические : изучение и анализ научных источников, методической литературы, программ, инновационного опыта .
Эмпирические (практические): наблюдения, беседы, экскурсии, культурно – досуговая деятельность, предметно – развивающая среда.
Значимость: проект, по нашему мнению, имеет огромное значение, как в теоретическом, так и в практическом аспекте применения.
Теоретическая значимость заключается в теоретической разработке и обосновании организационно- педагогических условий, влияющих на формирование нравственно – патриотического потенциала дошкольников.
Практическая значимость находит выражение в предоставлении возможности дошкольникам познать внутренний мир чувств и состояний,
Этапы реализации
этапы | результат |
|
Октябрь – ноябрь | «Я» | В процессе работы над проектом у детей повысилась самооценка , дети стали принимать себя такими какие они есть с гордостью отмечая свои достоинства и не боясь говоря о своих недостатках. |
Декабрь – январь | «Я и сверстники?» | Умение общаться со сверстниками, обучет детей вербальным и невербальным средствам общения, обучает трудиться и играть вместе со сверстниками воспитывая, доброжелательное отношение друг к другу. |
Февраль - апрель | «Я и другие» | Умение уважать окружающих,знать, любить и ценить свою семью, вести себя так, чтобы оттого, что он есть всем было только хорошо. |
Этап | Сроки |
|
1.Организационный | 1.Подготовка диагностического инструментария; 2.Определение исходного состояния работы по социально-личностному развитию детей. 3.Подбор литературы по социально – личностному развитию дошкольников. | сентябрь |
2.Основной | Совместная деятельность 1.Раздел «Я»
2.Картотека игр и игровых упражнений для развития навыков социализации. 3. Картотека игровых пособий, способствующих развитию социально-личностных качеств дошкольников. 4. Картотека практических ситуаций проблемного характера. 5.Составление словаря тезисов по социально-личностному развитию детей. 6. Оформление наглядного и теоретического материала по правовому воспитанию дошкольников. 7.Проведение консультаций для воспитателей. 8.Проведение совместных мероприятий со школой. 9.Проведение семинаров – практикумов. Взаимодействие с семьёй. 1.Оформление портфолио дошкольника. 2. Оформление стенда с фотографиями «Я живу в Марий-эл» 3.Организация консультативно-просветительской помощи родителям проведение очных и заочных консультации: «Что такое самооценка»., «Будем добры», «Воспитание добротой». 4. Совместная театральная постановка родителей и детей «В гости к масленице» 5.Проведение родительских собраний, «Игра это серьёзно», «Мужская рука», “круглый стол- «Как хорошо что есть семья, которая от бед любых хранит меня» Участие родителей в реализации проекта
| Октябрь - апрель |
Предполагаемы е конечные результаты.
- Повышение качества социально-личностного развития детей.
- Создание у детей целостного и системного представления о социальных нормах и правилах поведения в обществе.
- Развитие креативных способностей и практических умений дошкольников.
- Создание портфолио дошкольника.
Результаты проекта
- творческие работы родителей и детей, которые были представлены на муниципальных конкурсах ,
- презентация опыта работы на республиканских семинарах по реализации проектной деятельности;
- положительная динамика сформированности нравственных качеств дошкольников;
- совершенствование работы с детьми по данной проблеме.
- стало традицией проведение семейных творческих проектов, посвящённых 23 февраля, 8 марта, дню Победы, Дню защиты детей
- накопление материалов по взаимодействию ДОУ с семьёй;
- активное участие родителей в качестве исполнителей ролей на утренниках, открытых мероприятиях.
- повышение профессионализма педагогов МДОУ
- обновление предметно-развивающей среды для обеспечения успешного индивидуального развития каждого ребёнка, формирования его личности;
Перспективы развития
В процессе проведения проекта «Ребёнок-дошкольник: его социально-личностное
развитие» это отличный «фундамент» для воспитания будущего поколения, социализированного к обществу, обладающего гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.
Перспективу своей работы вижу в работе над темой «Я человек», которую планирую поделить на такие разделы как: «Что я знаю о себе» (Мой организм. Мои чувства. Мои мысли. Мои умения.). Важный раздел в развитии социальных навыков – «Земля – наш общий дом», в котором будет говориться о стране, народе, Земле.
Список литературы
1.Богданова О.С., Калинина О.Д. содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982.
2.Дубровина И.В., АкимоваМ.К., Борисова Е.М., и др; под.ред. Дубровиной И.В. Самосознание. Отношение к себе /Рабочая книга школьного психолога/, М.1995г.
3. Лаврентьева Г.П. культура общения дошкольников.- К.: Рад. Шк., 1988г.
4. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно – развивающие занятия для детей 5 – 8 лет. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005г.
5. .Семенака С.И. Социально – психологическая адаптация ребёнка в обществе. Коррекционно – развивающие занятия для детей 5 – 8 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005г.
6. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение ВЛАДОС, 1994.
7. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Харьков,1996г..
8. .Фоппель К. как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие /Пер. с нем: «Терра – Спорт», 2000г.
9. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2005.
Диагностика социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста
Представления, умения, навыки | Диагностические методики |
Ребёнок и взрослые |
|
5. Узнаёт и называет разные эмоциональные состояния взрослого по мимике, жестам, позе. 6. Правильно понимает слова, выражающие моральную оценку качеств личности. (добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, заботливый, правдивый, смелый).
| Д/упр. «Выложи цепочку». Вопросы: Кто старше? Кто моложе? Кто самый пожилой? Инд. Беседы с детьми: Как воспитатель заботится о тебе? Где могут работать мамы? Чем мамы любят заниматься в свободное время? Анализ бытовых ситуаций: Почему сердится воспитатель? Как она себя ведёт при этом? Как ты должен был повести себя в данной ситуации? Что обрадовало воспитателя или няню? Что они сказали? Как ты ещё хочешь их порадовать? Инд беседа с ребёнком: Как мы встречаем Новый год? Другие праздники? Есть ли в нашей группе что-то такое, чего нет в других семьях? Рассматривание ил. с изображением разных эмоциональных состояний. Что чувствует этот человек? Какое у него настроение? Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни. Анализ героев литературных произведений. Оценка качеств личности персонажей. (Красная шапочка -добрая или хитрая? Что можно сказать о характере бабушки? В чём это проявляется? И т. д.) Вопросы: Девочку зовут Оля. Как её будут звать, когда она вырастет? У Вовы папу зовут Алексей. Как будет полное имя Вовы, когда он вырастет? |
Ребёнок и сверстники . |
|
| Игра «Что кому?». Предлагается набор картинок с изображением мальчика, девочки, младенца, подростка. Набор предметных картинок: соска, машина, кукла, портфель. Предлагается разложить картинки по парам. Вопросы: Кто самый внимательный в группе? Кто никогда не опаздывает? Кто не любит расчёсываться? У кого кудрявые волосы и т. д. Рассматривание ил. с разными эмоциональными состояниями: Что чувствует этот ребёнок? Какое у него настроение? Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни. Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни, сюжетно-ролевые игры. Беседа: Зачем человеку выполнять правила поведения: уступать друг другу, не кричать, быть приветливым по отношению ко взрослым и детям, уметь научить другого тому, что умеешь делать сам, играть дружно, быть справедливым, соблюдать очерёдность? |
Отношение ребёнка к самому себе
| Индивидуальная беседа с ребёнком. Вопросы: Как зовут бабушек (дедушек)? Сколько у них детей? Как звали их мам (пап)? Кем они были? Работа с иллюстрациями: Покажи, где сердце, лёгкие, и т.д. Зачем человеку …? Как сохранить их здоровье? Что можно делать и чего нельзя? И т. д. Вопросы по картинке. Набор предметных картинок с изображением электроприборов. Вопросы: Что это? Как правильно пользоваться? Чего нельзя делать? Если случилась беда, что делать? Если человек тонет, каковы твои действия? Д/И на правила дорожного движения. Рассматривание иллюстраций о г. Волгограде, вопросы: Как называется город где ты живёшь? Какие знаешь памятники, улицы? И т.д. Беседа: Что делают в школе? Как называются занятия в школе? Как называется школьная сумка? Как проходит день школьника? Д/и «Режим дня школьника». Ребёнку предлагается разложить картинки в нужной последовательности. Наблюдение за ребёнком в повседневной жизни. Ребёнку предлагается построить сложную постройку по образцу; сложить поделку из бумаги, согласуя свои действия с предложенным алгоритмом; выполнить определённые действия по словесной инструкции педагога (например, подойди к полочке красоты, возьми самую большую поделку, потом зайди в центр экспериментирования, возьми ветродуй и всё это принеси сюда). Анализ: Где допустил ошибки? Что сделал не так? |
Сводная диаграмма результатов воспитательно – образовательной работы по теме
Диагностика проводилась по трехбалльной системе:
НИЗКИЙ: Поведение ребёнка неустойчиво, ситуативно. Хотя он имеет представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась. Ребёнок испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнёра. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих. Наряду с добрыми поступками часто наблюдается негативное поведение. Не проявляет интереса к различным сторонам жизни: история города, родословная семьи, школа и т. д.
СРЕДНИЙ: Поведение и общение ребёнка положительно направлены. Он имеет представления о культуре поведения и выполняет их в привычной обстановке, однако в новых условиях может испытывать скованность и требовать поддержки взрослого. В общении стремится к согласованным действиям. Осуществляет элементарный самоконтроль. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. Выражает интерес и стремление к своему будущему (обучение в школе). Проявляет внимание к истории города, прошлому своей семьи и т. д.
ВЫСОКИЙ: Поведение и общение ребёнка устойчиво и положительно направлено. Ребёнок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, владеет разными способами культурного поведения. Охотно вступает в общение. Умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнёров. Правильно понимает эмоциональное состояние людей, активно выражает готовность помочь. Нацелен на самостоятельность. Проявляет активный интерес к миру, к своему будущему положению школьника.
Анализ проведённой работы показывает:
1.Раздел «Я». В процессе работы над проектом у детей повысилась самооценка , дети стали принимать себя такими какие они есть с гордостью отмечая свои достоинства и не боясь говоря о своих недостатках. Результат улучшился на 0,4 единицы.
2. . Раздел – «Ребёнок и сверстники» включает в себя развитие вежливости, умение общаться со сверстниками, обучет детей вербальным и невербальным средствам общения, обучает трудиться и играть вместе со сверстниками воспитывая, доброжелательное отношение друг к другу. В результате систематической последовательной работы над этим разделом социально – личностного развития детей показатели повысились на 0,3 балла.
3. Раздел – «Я и другие». По результатам диагностики видно, что обучая детей различать людей по полу и возрасту, знать проявление половых возрастных особенностей, иметь представление о родственных отношениях, проявлять доброжелательное отношение к взрослым результаты повысились на 0,4 балла.
Анализ основных показателей свидетельствует об эффективности данной работы. В значительной степени повысился уровень представления дошкольников о себе, о сверстниках и улучшились отношения детей с взрослыми.