Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Сын не слушается маму 5 лет. Что делать и как себя вести, если ребенок не слушается

По статистике, 15% детей неуправляемы, на них совершенно не воздействуют обычные методы воспитания. Это проявляется импульсивностью необдуманных поступков, результаты которых могут быть плачевными. Такие дети отличаются неоправданным оптимизмом, считая, что с ними всегда все будет хорошо.

Часто у взрослых просто нет времени для предупреждения негативного развития ситуации. Несмотря на окрики родителей, дети лезут по тонким, шатким опорам, стараясь залезть повыше, и, не думая о последствиях, спрыгивают. Все происходит стремительно и заканчивается членовредительством. Причем делают это не назло родителям, они просто не в состоянии оценить последствия своих действий для окружающих и себя в частности.

Причины непослушания детей

Родители излишне активных детей задаются вопросом, является ли такое поведение нормой или это какое-то отклонение в развитии крохи. Если ребенок в 5 лет неуправляем, психологи советуют постараться разобраться в мотивах поведения малыша. Причина может быть скрыта как в психических отклонениях, так и в банальном дефиците родительского внимания.

Гиперактивность

Здоровый ребенок всегда подвижный и активный - это является нормой. Однако, если он не в состоянии сосредоточится на словах взрослых, не слушается и даже во время игры отвлекается на посторонние вещи - это гиперактивность, что является отклонением от нормы. Разница между активным и гиперактивным малышом заключается в том, что активные дети доводят до конца задуманное и четко отвечают на вопрос, зачем они так поступили. Гиперактивный не в состоянии объяснить мотивы

Возможные причины гиперактивности детей:

  • генетическая предрасположенность;
  • биологические отклонения;
  • психосоциальные факторы.

Гиперактивность объясняется родовыми травмами головного мозга, патологиями внутриутробного развитием плода либо наследственной предрасположенностью. Все очень индивидуально и диагноз должен ставить компетентный специалист.

Дефицит внимания взрослых

Темп жизни взрослых и их постоянная занятость своими проблемами часто приводит к появлению у малыша осознания своей ненужности. Чтобы как-то напомнить о себе карапуз начинает вести себя не так, как остальные дети. Он капризничает, шумит, разбрасывает игрушки и совершенно не слушается. Все его поступки направлены на привлечение внимания взрослых и как только он этого добивается, он успокаивается.

Дети нуждаются в любви и ласке, потому родителям нужно уделять внимание капризам детей, ведь на ровном месте они не возникают. Если малыш, будучи здоровым психически, часто скандалит и закатывает истерики - он испытывает дефицит внимания со стороны взрослых. Нужно проводить с ним больше времени, играть, гулять - и его психологическое состояние придет в норму.

Возрастные кризисы у детей

Пытаясь найти правильный подход к малышу, обращаются специалисту с вопросом, как же вести себя, чтобы невзначай не травмировать неокрепшую психику отпрыска. Неуправляемость карапуза в возрасте трех лет объясняется еще не полностью сформировавшимися лобными долями головного мозга. Именно они контролируют поведение ребенка. На вопрос родителей неспокойного отпрыска, что делать же с ребенком, если он не слушается, в возрасте 6–7 лет, психологи советуют набраться терпения. Ведь окончательное формирование лобных долей завершается приблизительно к 18-ти годам. Кроме того, психологи в развитии детей выделяют возрастные этапы, на которых неуправляемость и непослушание проявляются особо остро. Эти этапы носят название возрастных кризисов, и в период их проживания у детей наблюдается открытое неповиновение и отрицание авторитета взрослых.

Кризис 3-х лет

Кризис в этом возрасте проявляется необоснованным упрямством, частыми истериками и протестами. Малыш хочет казаться в глазах окружающих самостоятельным и взрослым, искренне считая себя таковым. Что делать родителям, если а, советы психолога:

  • не наказывать слишком строго. Карапуз просто не в состоянии понять, за что его ругают. Напротив, нужно стараться не заострять внимание на его капризах, тогда у малыша не будет возникать желания идти наперекор;
  • важно не позволить ему почувствовать свою вседозволенность, ни к чему хорошему это не приведет;
  • попытаться переключить внимание крохи на что-то другое. Только после того, как он успокоится, мягко объяснить в чем он был неправ.

Психологи утверждают, что если ребенок не слушается в 4 года, наиболее неправильной реакцией на его поведение будет гнев родителей. Нужно в любой ситуации сохранять спокойствие и не спешить удовлетворить требования малыша лишь бы он перестал кричать. Так карапуз постепенно поймет, что истерикой и капризами он ничего не добьется.

Кризис 5-ти лет

В пятилетнем возрасте дети четко понимают отличие между мальчиками и девочками. Их мозг развит в достаточной степени, чтобы они могли управлять своими эмоциями и составлять мнение об окружающих. Они активно фантазируют и проявляют индивидуальные черты характера. Недопонимание в общении со сверстниками и взрослыми может привести к тому, что малыш замыкается в себе или, наоборот, стремится доказать свое мнение, проявляя непослушание. Советы психолога как себя вести взрослым, если ребенок не слушается в пять лет:

  • оказывать всяческую поддержку начинаниям крохи, чтобы избежать его замкнутости;
  • не привлекать к решению конфликта посторонних (воспитателей, друзей, бабушек). Следует установить как можно более близкий контакт с ребенком, чтобы он сам рассказал о причинах своего поведения. Ведь непослушание - это протест, а значит, малыша что-то не устраивает в ближайшем окружении;
  • кризис 5-ти лет в любом случае, так или иначе, затронет кроху, а потому, чтобы избежать недопонимания с ним нужно стараться проводить больше времени, давая ему уверенность в том, что он любим.

Если ребенок не слушаться и в 6 лет, психологи советуют мягко и вместе с тем настойчиво выяснить причину такого поведения. Ни в коем случае не угрожать и физически не наказывать, ведь кризис 5-ти лет не заканчивается, как только крохе исполняется шесть лет. Помогут только любовь и терпение.

Кризис 7-ми лет

Не такие острые, капризов и истерик меньше. В этом возрасте дети начинают подражать поведению старших товарищей, манерничать и кривляться. Они считают, что старшие дети правы, а взрослые просто вечно всем недовольны, а потому семилетки назло родителям проявляют неповиновение, вплоть до откровенного бунтарства.

Советы психологов как себя вести родителям, если ребенка не слушается в 7 лет:

  • если малыш не обращает внимания на слова взрослых, продолжая ломать игрушки и измерять лужи, значит, ему скучно. Потому нужно постараться сменить его деятельность, направив его энергию в иное русло. Например, вместо наскучивших игр и детской площадки определить малыша в любую спортивную секцию. Это научит его дисциплине, а новые знакомства отвлекут от капризов;
  • в этом возрасте детям нужно объяснить, что в некоторых моментах им придется уступать взрослым и сверстникам, подчиняясь общим правилам поведения. Нужно мягко и аккуратно донести эту истину так, чтобы не вызвать открытого неприятия такого положения вещей.

Если ребенок в 8 лет не слушается, проявляя недовольство и нервозность, психологи советуют не отвечать на грубость и хамство агрессией. Дети в этом возрасте часто ведут себя неадекватно, сталкиваются с непониманием взрослых. В большинстве случаев такое поведение провоцирует школа. Там приходится придерживать строгих правил и расписания, что вызывает у некоторых детей негативные отклики в душе. Они вроде бы все понимают, на уроках ведут себя хорошо, а дома «играют на нервах» родителей. Такое поведение является своеобразной отдушиной, дающей ему возможность сбросить накопившееся эмоциональное напряжение. Нужно с пониманием к этому относиться, имея в виду, что детям тяжело приспособиться к новым социальным условиям.

  1. Дать Это можно сделать несколькими способами. К примеру, выделить какую-то несложную часть домашних обязанностей взрослых. Или купить хомяка, которого нужно кормить и не забывать менять подстилку.
  2. Выяснить чем ребенок интересуется и вместе с ним искать новые возможности поиска информации. Малышу будет приятно участие родителей, он будет эмоционально открыт. Это поможет ему не накапливать негатив, который рано или поздно вырвется наружу.
  3. Капризничая, дети часто повторяют за взрослыми фразы, жесты, говорят с их интонациями, считая, что это правильное поведение. Важно каждый раз после инцидента объяснить малышу, почему взрослые повышают голос, чтобы он мог проанализировать свое поведение.

В общении с непослушными детьми нужно фиксировать их реакцию на различные психосоциальные факторы. Замечать негативные перемены в настроении и стараться оградит от повторения подобной ситуации. Важно не поддаваться на провокации, ведь агрессия и резкое осуждение приводят к затягиванию конфликта.

Если в детстве не прорабатывать проблемы, можно получить взрослого человека с «букетом» психологических проблем. В таких случаях следует обращаться за помощью к психологу-гипнологу

Здравствуйте, дорогие друзья и читатели блога! Сегодня я хочу поговорить на тему: Почему ребёнок не слушается родителей, каковы причины плохого поведения, и что нужно сделать, чтобы это изменить.

Недавно я прослушала бесплатный онлайн-курс детского психолога Екатерины Кес "Что дел , состоящий из четырёх занятий. Кстати, он снова будет проходить с 21 по 24 мая 2018 г.

Некоторые вещи я знала и раньше, но также очень много почерпнула для себя новой и интересной информации, которую необходимо знать каждому родителю.

Почему ребёнок не слушается родителей

У всех детей от рождения есть две психологические потребности , которые необходимы им для формирования полноценной личности, для психологического развития и благополучия:

1. Потребность во внимании.

2. Потребность в ощущении личной силы.

♦Когда ребёнку не хватает внимания мамы или папы, он пытается получить его в любом виде, даже негативном, любыми способами. И поэтому не слушается, балуется, капризничает.

Ведь когда малыш так себя ведёт, родители сразу на это реагируют.
Чаще всего на хорошее поведение ребёнка взрослые не обращают никакого внимания. Детки быстро научились понимать, что плохим поведением они сразу привлекают к себе внимание родителей, пусть даже негативное с замечаниями и криками.

Если ребёнок в течение дня получает достаточное количество позитивного внимания, то у него нет никакого смысла привлекать его к себе плохим поведением.

♦ Если про потребность детей во внимании знают практически все родители, то про потребность в личной силе, думаю, не многие.

А вот что такое личная сила? Другим словом, это самоутверждение. Это потребность каждого ребёнка чувствовать свою маленькую личность, иметь своё мнение, чувствовать свою независимость, понимать, что с ним считаются и советуются.

Особенно эта потребность начинает проявляться в возрасте 3-х лет.

Если малышу не хватает ощущения личной силы, то он упрямится, капризничает, делает всё наоборот.

♦ Бывает, что вы ребёнку в течение дня уделяете достаточное количество положительного внимания, но он всё-равно плохо себя ведёт и не слушается. Это значит, что ему не хватает именно личной силы.

Очень часто, в ситуациях, когда малыш упрямится и делает всё наоборот, мама (или папа) испытывает злость, гнев, желание ещё больше надавить, сделать так, чтобы ребёнок подчинился и сделал так, как ему сказали. Но чадо будет ещё сильнее сопротивляться.

Когда взрослые не хотят считаться с мнением ребёнка, говорят много фраз унижающих, например, "закрой рот, сначала подрасти, тебя никто не спрашивает, будешь делать, как я сказала" и тому подобные, они ещё больше подрывают ощущение его личной силы.

А также приказы, команды, крики, наказания, унижение достоинства, обесценивание его мнения, только ухудшат ситуацию.

♦ Есть 3 области, в которых чаще всего ребёнок упрямится: еда, укладывание спать, приучение к горшку. Вот когда малышу не хватает своей личной силы, именно в этих областях, он начинает её показывать.

Что делать, если ребёнок не слушается родителей

Если ребёнок не слушается родителей и плохо себя ведёт, значит ему не хватает положительного внимания или ощущения личной силы, или того и другого вместе.

1. Чтобы удовлетворить потребность ребёнка во внимании, каждый день хотя бы 30 минут нужно заняться с ним тем, что он предложит сам. Не вы должны предложить какую-то игру или дело, а именно ребёнок. И играть нужно по его правилам, а не по вашим.

Для более взрослого ребёнка это может быть не игра, а любое интересное занятие, которое выберет он сам.
Причём внимание он должен получать каждый день от всех членов своей семьи.

2. Чтобы удовлетворить потребность малыша в личной силе нужно:

> Советоваться с ним по некоторым вопросам. Спрашивать: "Что ты думаешь по этому поводу? Твоё мнение?"

> Если есть возможность, предложите выбор. Например: " Ты сначала почистишь зубы, а потом помоешь ножки, или наоборот", " Ты сначала помоешь посуду, а потом уберёшься в комнате, или наоборот".

> Избегаем приказного тона, а договариваемся. Не стоит давить и заставлять.

Как правильно делать замечания, чтобы ребёнок вас услышал и понял

> Если вы сказали, что этого нельзя делать, уточните, почему и как нужно.

Например, если мама повторяет: Не бегай, не прыгай, не кричи, не трогай (нож, телефон, помаду, ...), ребёнок сразу не поймёт, а что нужно делать.

Поэтому правильнее будет говорить: "Ходи здесь осторожно, можно споткнуться", "Играй, пожалуйста, потише, ты мешаешь окружающим", "Положи, пожалуйста, ножик на стол, он острый".

Это звучит не как замечание, а как просьба. Имеет другой посыл.

> Слова с частицей НЕ ставят ребёнка в защитную реакцию, поэтому старайтесь не употреблять Не, а если сказали, уточните, что нужно сделать конкретно.

Это только маленькая частичка из того, что я узнала на курсе. Он снова будет проходить с 21 по 24 мая 2018 года совершенно бесплатно,

Но даже применяя эти знания на практике со своим ребёнком, можно добиться положительного результата.

Теперь вы знаете основные причины, почему ребёнок не слушается родителей, и сможете исправить эту ситуацию.

Пожалуйста, нажимайте на кнопочки соц сетей и делитесь информацией со своими друзьями.

Мало родителей могут похвастаться тем, что у них ребенок паинька. Большинство мам и пап сталкиваются с сорвиголовой, вечно попадающим в какие-то неприятности, всегда готовым к шалостям и постоянно бунтующим. Самое парадоксальное в том, что подобное поведение – это отражение поведенческих реакций взрослых. Ребенок наблюдает, впитывает, и подражает вам - следовательно, растет ваша копия.

Пик родительских жалоб на непослушание детей приходится на возраст 5-7 лет (рекомендуем прочитать: ). Милый и ласковый малыш куда-то исчезает к этому возрасту, а перед взрослыми предстает разрушительная катастрофа в облике дочери или сына. Сам собой формируется вопрос о том, что делать, если ребенок не слушается никого. Ответ психологов всегда одинаков: «Занимайтесь воспитанием малыша, начиная с 1 года».

Большинство родителей не могут похвастаться тем, что ребенок растет послушным и всегда делает, что ему скажут

Что такое «возраст непослушания»?

Каждый ребенок – это отдельный мир, развивающийся по своим законам. Никто - ни мама, ни врачи, не смогут дать точный ответ, когда у малыша наступает переломный момент и ангелочек превращается в маленького бесенка. Один уже в 2 года исполняет красочные истерики, другой и в 4-5 лет не научился таким способом добиваться желаемого. Формирование поведения идет под аккомпанемент двора, семьи, детского сада.

Психологи настаивают на том, что к 2 годам начинает складываться целостность личности ребенка. Достигнув 3-летия, малыш уже обзавелся собственным «Я» и продолжает его совершенствовать, черпая кирпичики из собственного окружения. Наступает момент кризиса трехлеток, который нельзя упустить родителям, иначе исправить упущенное будет очень трудно. Внимательно следите в этот период за крохой, вовремя направляйте и останавливайте.

Дети 6-7 лет прекрасно разбираются в том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Знают, каким надо быть дома и на людях, в учебных заведениях, однако родители и учителя нередко сталкиваются с выставляемым напоказ непослушанием первоклассников. Ребенок не слушается, огрызается, грубит, делает гадости преднамеренно, в пику кому-то или чему-либо - именно это нужно брать за точку отсчета.

Специалисты говорят о кризисе 7-летнего возраста. Отчего так происходит? Попадая в школу, малыши сталкиваются с новыми правилами и требованиями. Такой поворот заставляет их переосмысливать свою предыдущую жизнь. В детском саду малыша хвалили и говорили, что он совсем уже взрослый, а в школе первоклассник слышит, что он еще маленький. Резкая метаморфоза ощущения себя в мире взрывает психику маленькой личности. Сложней дается такая перемена тем, кто не ходил в детский сад. Дома кроха не сталкивался со строгим графиком занятий и отдыха, его окружали близкие, хорошо ему знакомые люди. Естественно, попадая в незнакомую среду со строгими правилами, малыш сопротивляется обстоятельствам.



Далеко не всегда ребенок в школе становится преуспевающим отличником - адаптация может проходить и достаточно тяжело

Как вырастает «трудный ребенок»?

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Задавая себе вопрос о том, почему ребенок не слушается, психует и истерит, посмотрите немного глубже, чтобы понять, откуда в нем это взялось (рекомендуем прочитать: ). Обратите свой взор на себя, ведь кроха - великий подражатель, который берет всю информацию из ваших слов и действий. Улучшить понимание поможет разбор ситуаций, способствующих превращению милого ангелочка в неуправляемого капризу и баловня. Если ребенок не слушается, значит:

  • Семья не использует в его воспитании педагогические принципы. Например, непоследовательность разрешительных и запретительных действий родителей. Сегодня у мамы или папы хорошее настроение и взрослые не замечают, что малыш смотрит любимые мультики до 11 вечера. Завтра все поменялось, папа чем-то расстроен или озабочен, малыша отправляют спать в 9 вечера.
  • Принципы воспитания мамы и папы кардинально разнятся. Отсюда и получается, что ребенок не слушается. Если мама разрешает посидеть подольше у телевизора, а папа кричит, что пора ложиться спать, малыш попадает в ситуацию отсутствия четких норм поведения. Ребенок не знает, кого послушать, видя разобщенность в требованиях взрослых.
  • Близкие люди снисходительно относятся к истерикам и капризам «малого». Запомните - ребенок не слушается вас, поскольку вы потакаете его непослушанию. Детям свойственно вести себя на уровне инстинктов и рефлексов. Понимая, что криком, плачем, истерикой можно быстро добиться желаемого, кроха будет закреплять такое поведение. Как только вы перестанете обращать внимание на его буйные выпады, домашний «тиран» постепенно прекратит истерить и орать.

Отметим важное наблюдение: дети никогда не капризничают перед телевизором, играя с любимой куклой или машинкой, перед чужими людьми. Маленький тиран прекрасно знает, на кого действуют его «концерты», а кому до них нет никакого дела. Если ребенок в 2 года не слушается, закатывает истерики, положение еще можно исправить. Прошло время, а ребенок 5 лет не слушается - придется жить с его капризами долго, что измотает нервы и вам, и вашему отпрыску.



Ребенок прекрасно знает, перед кем из родных имеет смысл устраивать истерики

Как остановить детские истерики?

Считая, что заставить слушаться капризного и истеричного малыша невыносимо трудно, многие опускают руки. Распространенная ошибка, а ведь давно уже разработан простой педагогический прием. Конечно, чтобы был толк, придется немало потрудиться, но вы ведь хотите, чтобы ваше непослушное чадо превратилось в послушного и воспитанного человека. Учтите - чем раньше вы испробуете этот прием, тем быстрее добьетесь положительного результата.

Как обычно поступают родители? Увидев, что малыш бьется в истерике или захлебывается слезами, мама готова исполнить любое его требование. Мамы, как правило, пытаются успокоить кроху, обещая даже больше того, что сын или дочка просит, лишь бы их сокровище не билось дурной головой о пол (рекомендуем прочитать: ). Старая привычная схема, но работает ли она? Ребенок успокаивается лишь на время, до следующего желания.

Новый педагогический прием поможет вам убрать нежелательные действия. Увидели, что ребенок не слушается, намеренно орет и плачет - улыбнитесь и выйдите из комнаты, но оставайтесь в зоне видимости, чтобы тот понимал, что вы все видите и слышите. Заметили прекращение истерики - возвращайтесь и снова улыбнитесь ему. Если ребенок не слушается, опять начинает орать и плакать, повторите маневр, уйдите из комнаты. Успокоился - вернитесь, обнимите, поцелуйте.

Как распознать настоящее и мнимое горе?

Применяйте новую схему на плач и крик, связанные с его капризами. Малыш может заплакать, испугавшись собаку или от боли, впасть в горе от сломавшейся игрушки, если ему нанесли обиду другие дети. Такое поведение абсолютно адекватно. Здесь действительно надо пожалеть малыша в тот момент, когда кроха расстроился. Что же касается «наигранных» эмоций, применяя способ, описанный выше, вы постепенно добьетесь того, что ваше сокровище забудет про свои «закидоны».

Хорошо известный мамам доктор Комаровский утверждает, что у ребенка формируется стойкий рефлекс, когда используется прием: «Я ору – я никому не интересен, я молчу – меня любят и слышат». Родителям важно продержатся в таком состоянии 2-3 дня, чтобы малыш усвоил урок и превратился в послушного ребенка. Если терпения не хватит, придется начинать все сначала, или продолжать терпеть его капризы.


Если ребенок понимает, что в «тихом» спокойном состоянии он тоже любим и интересен, смысл устраивать истерики просто теряется

Разумное «нельзя», как основа воспитания

Воспитательный процесс невозможно представить без запретов. Если взрослые неправильно используют такие слова, как «нельзя» или «нет», толку от запретов не будет. Исследования показали, что в семьях, где запрещающие слова используется по любому поводу, или вообще не присутствуют в воспитании ребенка, как раз и появляются «трудные дети». Следует научиться грамотно применять «нельзя», поскольку от вовремя сказанного первого «нет» зависит дальнейшее поведение отпрыска.

Важна и адекватная реакция малыша на запрет. Например, ваш сын разогнался на велосипеде и подъехал к проезжей части дороги, ваше «нельзя» должно заставить его резко остановиться. Понимая, как может простое «нет» спасти жизнь малышу, вы должны знать, как его грамотно использовать. Следуйте таким правилам:

  • Употребляйте слово «нельзя» только по делу. Это могут быть ситуации, связанные с безопасностью самого ребенка или запреты, входящие в норму поведения (нельзя бросать мусор где попало, обзывать других деток, драться).
  • Действие запрета не ограничено. Ваше сокровище страдает от аллергии на молочный белок - значит, мороженое ему нельзя, даже если чадо было послушным и получило пятерку в школе.
  • Установив запреты на какие-то поступки или действия, обязательно объясните ребенку, почему вы так поступаете, но никогда не обсуждайте само право на установленный запрет.
  • Действуйте сообща. Плохо, если папино «нет» противостоит маминому «да». Такое же требование распространяется и на других близких родственников.
  • Принятые в вашей семье запреты должны поддерживаться всеми вашими родственниками, с которыми общается 2-4-летний ребенок. Постарайтесь не допускать ситуации, когда у вас на ночь сладости есть нельзя, а в гостях у бабушки можно.

Запреты должны быть для ребенка серьезным аргументом, поэтому не стоит применять их для мелочей

Что делать, если ничего не помогает?

Обратимся к советам доктора Комаровского. Знаменитый педиатр советует родителям, которые хотят воспитать адекватного человека, вести себя принципиально и последовательно. Храните спокойствие при детских капризах и истериках. Будьте непреклонны в своем отношении к поведению малыша. Пройдет немного времени и вы увидите, как ваш нервный малыш прекратил свои неадекватные выпады. Доктор рекомендует помнить о том, что не получая желаемого через плач и крик, маленький человечек прекращает это делать.

Если, поступая грамотно, не давая реакции на нервные всплески чада, вы видите, что метод не действует -проблема лежит глубже. Ребенка необходимо показать психологу или неврологу. Возможно, корень зла расположен в медицинской области. Некоторые неврологические заболевания могут выступать причиной такого поведения. Специалисты обследуют ребенка и выяснят, как можно ему помочь. Своевременное лечение исправит ситуацию с неадекватным поведением.

Основные принципы грамотного воспитания

Как воспитать послушного ребенка, адекватного и разумного? Это не так уж и сложно, если придерживаться основных принципов воспитания. Родители должны вести себя так, как того требуют от малыша. Главное – собственный положительный пример. Нельзя идти на поводу, необходимо подробно рассказывать своему сокровищу, почему и зачем вы приняли какое-то решение, связанное с запретом или осуждением поступка.

Похвала и объяснения

  • Похвала за хорошее поведение должна звучать из уст родителей так же часто, как и порицание за плохие проступки. Многие папы и мамы забывают об этом, воспринимают хорошее поведение как должное, но взрываются гневными тирадами при плохом. Если ребенок не слушается, это не означает, что у него плохой характер. Малыш по мере своих сил выстраивает модель поведения, ориентируясь на родителей и других членов семьи. Почаще хвалите сына или дочку, тогда малыш постарается вести себя так, чтобы радовать вас и слышать ласковые слова в свой адрес.
  • Судить малыша за капризы, переходя на личностные обвинения, нельзя. Задача родителей - осудить совершенный поступок. Например: мальчик Коля играет с другими детьми на детской площадке, толкает их, отнимает игрушки, обзывается, мешает. Естественно, взрослые говорят, что Коля плохой, жадный, злой. Такое осуждение относится к личности мальчика, а не к его поступкам. Если постоянно бросать такие слова, мальчик свыкнется с ними и будет считать себя плохим. Ругать надо правильно. Скажите ему, что он хороший. Спросите, из-за чего поступил плохо, накажите именно за проступок.
  • Любые требования, предъявляемые малышу, не должны выходить за рамки разумного.

Как правильно наказывать?

  • Отсрочка наказания – грубейшая педагогическая ошибка. Лишив трехлетнего кроху вечерних мультиков за то, что тот совершил утром, вы поставите его в тупик. Сознание малыша не способно соединить такой временной разрыв в единое целое, ему просто не понять, за что его наказали.
  • Наказывая ребенка, сохраняйте спокойствие, разговаривайте с ним тихо, без крика. Психологи говорят о том, что даже взрослый человек лучше слышит, когда с ним говорят без крика, тем более это важно в общении с ребенком. Есть риск просто напугать малыша, а не исправить ситуацию.

Наказание не должно строиться на эмоциях и грубой силе, иначе ребенок будет расти замкнутым и агрессивным
  • Пытаясь поговорить с сыном или дочкой в момент, когда ребенок не слушается, следите за своей манерой разговора. Подумайте, как бы вы реагировали, если бы на вас кричали и обвиняли плохими словами.
  • Разговаривая и объясняя, вы должны быть уверены, что ваше сокровище вас понимает. Находите способы донести ваши требования до ребенка, исходя из его индивидуальных качеств. Проще говоря, ищите действенный подход к маленькой личности.

Сила личного примера

  • Сколько бы вы не объясняли крохе, как надо правильно поступать, добиться понимания можно только личным примером. Показывайте ему правильные действия, призывая делать так же. Воспитывайте на личном примере, который подействует эффективнее, чем много сказанных слов. Станьте положительным образцом для вашего чада, тогда из него вырастет хороший человек.
  • Разбирая плохой или нежелательный поступок, донесите до малыша последствия его действий. Например, когда кроха выкидывает игрушки из кровати, не поднимайте их. Оставшись без игрушек, привереда поймет, к чему привел его поступок. Старшим детям, допускающим более серьезные проделки, предлагайте проследить всю цепочку негатива, которая потянется за их «подвигом».
  • Будьте готовы пересмотреть свое окончательное решение, особенно при разборе полетов с непослушными детьми 8-10 лет и старше. Выслушайте доводы вашего 12-летнего сына или дочки, пусть объяснит, почему поступил так. Возможно, его объяснения изменят ваше решение, не пугайтесь этого, ведь вы должны олицетворять для него саму справедливость. Покажите маленькой личности, что вы уважаете его, что готовы принять разумные аргументы.

Сложности воспитания преодолеваются легче, если вы стоите на позиции не противника ребенка, а его мудрого союзника. Учитесь разговаривать со своим отпрыском, цените его мнение, уважайте личностные качества. Направляйте разумно и справедливо. Закладывайте хорошее поведение с раннего возраста, чтобы позже не столкнуться с плохим. Служите достойным примером для своего чада и у вас все получится.

Родители часто задаются вопросом: «Как реагировать если маленький ребенок плохо слушается»? Все просто, если воспитывать ребенка правильно он будет добрым и послушным. Но прежде чем начать воспитательный процесс необходимо, разложить свое поведение «по полочкам» и дать ему адекватную оценку. Взрослые не понимают, почему кроха бегает, кричит и упорно не хочет реагировать на замечания.

Физическое наказание за и против

Когда ребенок плохо слушается старших и постоянно балуется, родители невольно задумываются о том, как реагировать на такое поведение малыша? Может, ребенок заслужил физическое наказание? Но не нужно торопиться с выводами, детская психика тонкая и ранимая, поэтому прежде, чем взять ремень в руки нужно 10 раз подумать.

Чем опасно физическое наказание, по мнению психологов:

  • делает ребенка замкнутым;
  • развивает в нем чувство неуверенности;
  • малыш становится пассивным;
  • ребенок может стать озлобленным, или агрессивным.

Когда кроха не слушается реагировать на его поведение можно по-разному. Специалисты утверждают, что большинство детей не понимают, за что именно их наказывает папа или мама. Происходит это в силу того, что ум ребенка воспринимает все немного иначе. Шалости и капризы – это способ привлечения к себе внимания и прежде чем поднимать на ребенка руку необходимо попробовать с ним договориться.

Важно: «Часто родители путают воспитание без физического наказания и вседозволенность. Малыш должен знать и понимать слово «нельзя». По мнению психологов, запреты и ограничения должны присутствовать в жизни любого человека».

Безопасность вот чего хочет ребенок, он желает чувствовать себя защищенным. Некоторые врачи утверждают, что физическое наказание, запреты и ограничения – это элемент стабильности, который дает малышу определенную предсказуемость событий.

По данным социологических исследований, родители детей в возрасте до года, утверждают, что нельзя наказывать малышей физически. Родители детей старше трех лет говорят об обратном.

Причина таких результатов заключается в том, что с трех лет кроха начинает активно познавать мир и плохо слушается взрослых, он лезет на полку, берет в руки мамину косметику, папины инструменты или принадлежности для бритья – это не нравится родителям. Но это временное явление, которое скоро пройдет.

Важно: «несправедливо наказывать ребенка нельзя. Такое воспитание не даст положительно результата, вместо понимания к малышу придет агрессия и озлобленность».

Как воспитать послушного ребенка?

Существует несколько способов сделать из непослушного баловника примерного мальчика. В интернете полно способов и методов, которые помогут приучить чадо слушаться. Есть несколько общих правил, которые помогут сделать активного ребенка послушным и покладистым.

Полный игнор

Если ребенок кричит, стучит ногами и руками о пол, совсем не слушается то не стоит на него реагировать. Такое поведение родителей непременно удивит малыша. «Как так? Я кричу, а меня никто не слушает?» - вот о чем задумается непоседа. Игнорировать кроху можно до определенного времени, когда малыш подрастет взрослым так или иначе, придется прислушаться к его проблемам.

Важно: «Начинать воспитывать малыша и приучать его к порядку необходимо с 2 до 12 лет. Идеальным периодом для становления личности считается время с 2 до 5 лет, потом процесс воспитания будет идти медленнее».

Достижение компромисса

Если чадо умеет разговаривать и способно отвечать на вопросы мамы или папы, строить с родителями диалог, то можно найти компромисс. Если договориться с малышом и четко исполнять все требования договора, то ребенок поймет, что вы четко следуете указаниям и выполняете свои обязательства. В ответ от него вы требуете того же самого, соблюдение определенных правил воспитывает в малыше дипломатичность, сдержанность и дисциплинированность.

Ребенок с рождения хочет повзрослеть и стать более значимым, поэтому разговаривать с юным дипломатом стоит по-взрослому, как с равным. Так, кроха будет чувствовать на своих плечах груз ответственности.

Важно: «Нельзя внушать детям, что они еще маленькие и ничего не понимают, малыш может отреагировать на такие указания негативным образом. Его будет трудно заставить слушаться, и выполнять требования людей, которые считают его мнение ничего незначащим».

Нельзя наказывать малыша физически, если вы не разобрались в ситуации, необъективная оценка повлияет на ваш авторитет перед ребенком. Поэтому нужно оценить ситуацию и вынести правильное решение в трудный момент.

Убедив ребенка в своих интеллектуальных способностях, родители получат определенный вес в его глазах и смогут воздействовать на решения и поступки малыша при помощи спокойного диалога.

Система воспитания 8 шагов

Система воспитания 8 штанов – это один из методов приучения малыша к дисциплине. Если ребенок упорно отказывается слушаться взрослых, то можно попробовать приучить его к порядку используя систему пошагово.

Первый шаг: принцип пристройки

Малыш бегает, кричит, не слушается родителей и не собирается останавливаться. Нужно просто подстроиться под его состояние, особенно если речь идет о крохе, которому еще нет 3 лет. Пусть он носится по комнате «сломя голову», сделайте вид, что так и нужно, кричите ему: «Быстрее, беги еще, не останавливайся!» Ребенок услышит слова, он радостно замашет руками и начнет скакать с удвоенной силой. Так родители приучат чадо немного прислушаться к своим словам.

Шаг второй: научите ребенка отзываться на имя

Необходимо подзывать кроху к себе и давать ему сладости или что-то рассказывать. Это поможет приучить малыша слушаться родителей, откликаться на их просьбы и уделять взрослым необходимое внимание. Так ребенок будет воспринимать просьбы спокойно, и реагировать на них быстро.

Шаг третий: научится разговаривать и договариваться с ребенком

«Кроха сын к отцу пришел, и спросила кроха
Что такое хорошо, а что такое плохо?»

На практике эта схема работает немного иначе, нужно разговаривать с ребенком и объяснять ему, в чем заключается проблема. Нельзя кричать на малыша, лучше строить с ним диалог, объясняя, почему нельзя так делать, а нужно делать иначе. Почему этот поступок считается правильным и хорошим, а другой считается плохим и неправильным.

Не стесняйтесь рассказывать крохе о привычных вещах, ребенок будет слушаться вас и впитывать информацию как губка. Чем больше полезных сведений чадо услышит от родителей, тем лучше для его развития. Но необходимо чтобы в диалоге участвовали два собеседника. Поэтому не стесняйтесь задавать маленькому болтуну вопросы, пусть он выстраивает свои мысли в цепочку и доводит фразу до логического завершения.

Четвертый шаг: игнор или нет капризам

Нельзя реагировать на истерики малыша и поддаваться на уловки капризного ребенка. Представьте ситуацию, мама, папа и бабушка собирают вещи или делают ремонт в комнате. Все очень заняты и никто не реагирует на капризы маленького хулигана. Чадо необходимо приучить к тому, что есть дела поважнее, чем игры и мультики. Когда взрослые закончат свои дела, они поиграют с ребёнком, стоит лишь немного подождать. Так малыш научится терпению.

Пятый шаг: взаимные требования

Если ребенок начал приходить, когда его зовут родители, научился проявлять терпение и спокойствие, то тогда к нему можно предъявлять определенные требования. Чадо не ожидает, что кто-то из родителей попросят его о чем-то всерьез, поэтому нужно объяснить краже все, что вы от него хотите. Возложенные требования должны развить в ребенке чувство ответственности.

Если у малыша что-то не получилось, не нужно ругать его, особенно если это его первая оплошность. Психика у детей подвижная и они быстро впадают в уныние, но также быстро выходят из этого состояния.

Важно: «В том случае, если маленький ребенок не слушается и не отзывается на имя, его родителям стоит обратить на это внимание. Реагировать нужно быстро, если малыш не откликается есть вероятность, что у него аутизм или СДВГ».

Шестой шаг: выделить обязанности

У малыша должен быть список обязанностей - это требования, которые ребенок обязан выполнять изо дня в день. Обязанности должны быть по силам, малышу, выполнять их необходимо постоянно, без послаблений.
Например, чадо регулярно убирает в комнате за собой и моет посуду после еды. Но сегодня в гости пришла тетя Катя и кроха вместо уборки сел смотреть мультики. Такого быть недолжною, пусть уберет игрушки, а уже потом идет гулять или смотреть телевизор.

Седьмой шаг: воспитываем самостоятельность

Когда ребенок слушается родителей и выполняет свои обязанности, то можно переходить к следующему этапу воспитания. Прививать чаду самостоятельность. Теперь кроха должен научиться действовать без подсказок, он может сам собрать вещи, необходимые для похода в бассейн и уложить их в сумку. Приготовить учебники на завтра, и самостоятельно разогреть обед. Родители должны быть уверенны, что ребенок справиться с заданием и сделает все «как нужно».

Научить малыша самостоятельно принимать решения – это очень важный этап, дети, которые решают свои проблемы сами, быстрее становятся взрослыми и независимыми.

Последний шаг: ответственность

За свои ошибки человек должен отвечать – это правило касается и ребенка, пусть даже он еще маленький. Если кроха по тем или иным причинам не справился с полученным заданием его нужно наказать. Необязательно использовать физическое наказание, достаточно сделать внушение ребенку и оставить его без сладкого. Это послужит уроком для юного нарушителя порядка, он поймет, что просто так ничего не бывает и легко отделаться от родителей – не получиться.

Мама и папа обязаны быть добрыми, но справедливыми иметь в глазах сына или дочери неоспоримый авторитет. Это поможет выстроить дружеские отношения с малышом и заслужить его полное доверие.

Непослушные дети… Почему вы считаете своего ребенка непослушным?

  • потому что у ребенка есть свое собственное мнение, свои интересы, свои взгляды и предпочтения?
  • потому что он злится, плачет, проявляет негативные эмоции?

Чего тогда вы хотите, чтоб ваш ребенок был самостоятельной личностью в будущем или управляемой игрушкой? Если ребенок не слушается? Что делать? Правила воспитания и правильная реакция на непослушание.

Существует несколько стилей воспитания, направленных на определение степени послушания и моделирование личности ребенка.

  • авторитарный стиль . Состоит в подавлении воли ребенка. Не нужно рассуждать о том, что интересно, что нет, что нужно, а что нет. Если не понимаешь, учи наизусть. Общение между родителями и ребенком в форме приказов.
  • демократический стиль . Ребенок включен в деятельность, имеет права. Общение между родителями и ребенком в форме совещания.
  • смешанный стиль .

Перед тем как устанавливать правила, подумайте о том, что ваше мнение и ваша воля по отношению к ребенку не единственно верная. Задача воспитания – вырастить человека, который сможет отвечать за себя и свои поступки самостоятельно.

Правила воспитания

  • Должны быть определенные правила, ограничения, запреты и требования.

Нужно находить такие способы, чтобы ребенок принял данные правила спокойно, без огорчений, слез и обид.

Вседозволенность в отношении детей первых лет жизни ни к чему путному не приведет.

  • Данные правила должны быть гибкими и их должно быть ограниченное количество.

Нужно определить основные запреты (нельзя бить или кусать маму, нельзя лезть к плите или в окно и т.д.). Ни при каких обстоятельствах вы не должны их нарушать.

Всегда объясняйте ребенку, почему нельзя. Вариант “потому что я так сказала” и подобные не подходят. Объясните реальную причину: “опасно”, “поздно”. Если после объяснения ребенок повторяет свой вопрос “почему”, это значит, что ему тяжело перебороть свое желание. В данном случае покажите ребенку, что вы понимаете и принимаете его чувства.

Держать ребенка в ежевых рукавицах не выход.

Относительно гибкости. Некоторые ограничения ребенок может перерасти. Также помните о том, что бывают определенные ситуации и обстоятельства, в которых можно немного смягчить определенные требования.

  • Потребности ребенка и родительские правила должны идти в ногу.

Если ребенок хочет ходить по лужам, пусть ходит, но в резиновых сапогах. Если ребенок хочет кидать камни, пусть кидает, только в определенном месте либо когда нет прохожих.

Нужно организовать ребенку определенную подходящую обстановку для его деятельности, направить его активность. А не запрещать и ругать. Там где можно обойтись без категоричных запретов, дайте ребенку свободу действий.

  • Данные правила обязательно должны быть приняты всеми взрослыми.

Если мама говорит одно, папа начинает с мамой спорить, ребенок не поймет ваших правил, а будет добиваться своего благодаря расколу в рядах взрослых.

  • Ваш тон должен быть разъяснительным и дружественным.

Не приказывайте ребенку сделать так или эдак! Подумайте, как вы сами относитесь к различным приказам или к повышению голоса вашего собеседника?

Важно! Дети восстают не против самих правил, а против того, какими способами они внедряются! Помните, если вы хотите, чтоб ребенок относился с уважением к Вам, уважал себя и окружающих, уважайте его и его права.

Как реагировать на непослушание?

  • решить проблему мирным путем? Может, пересмотреть ваши требования? Правомерны ли они? (может вы нарядили ребенка на улицу и хотите, чтоб ребенок стоял возле вас, чтоб не вымазаться?) Может, вы хотите, чтоб ребенок вырос таким, каким вы его видите (видели себя в детстве), а не таким, какой он есть?
  • игнорирование поведения? – не обращать внимания?
  • отвлекать ребенка? – переключать внимание, показывая ему что-то другое и интересное? Подходит для маленьких деток. Таких деток наказывать нельзя, так как они еще не понимают что и почему.

Наказания

Часто мы воспитываем детей так, как воспитывали нас. Так сказать, семейные традиции. А может вспомните тогда свои детские переживания, страхи, обиды и разочарования от такого вот родительского воспитания?

  • физическое наказание? – ребенок в порыве гнева совершает какие-либо неадекватные действия?- данные действия спровоцированы родителями. Именно родители довели ребенка до такого состояния своими действиями.

При всем этом уже ничего не сделаешь с испорченной вещью, а ребенок и так сильно напуган из-за случившегося. Его нужно успокоить, а после обсудить случившееся.

Физические наказания запугивают и унижают детей, оскорбляют их чувства.

Не наказывайте ребенка, когда ваши чувства сильнее вашего разума. Постарайтесь остыть, успокоиться, а затем выбирайте адекватное наказание.

Если вы сорвались, не сдержались, попросите у ребенка прощения! Особенно, если вы были неправы, объясните ребенку, что случилось, не откладывайте.

  • изоляция? Ребенка на короткий период исключают из совместных игр, никто в это время не обращает на него внимания.

Используется во многих школах и детских садах. А ведь дети могут подражать поступкам взрослых и исключать из своих игр детей, устраивать им бойкот. А это не что иное как проявление жестокости в детском окружении.

  • угрозы? Унижение с помощью слов? Задумайтесь, мы кричим, потому что это действительно работает или потому что не можем сдержаться? Неприятности на работе? Голова болит? Ведь ничего полезного мы не скажем, а только вызовем у ребенка ответное озлобление, уныние или агрессию.

Или ребенок поверит в ваши слова и будет им следовать по жизни! Так и формируется низкая самооценка…

Хвалите ребенка чаще, обращайте внимание на его положительные качества.

И еще, интересный момент, рассказывайте ребенку истории из вашего детства, но не лгите и не приукрашайте. Так он поймет, что все совершают промахи и ошибки, почувствует вашу поддержку и ваше понимание.

  • наказание в виде труда? Будешь мыть посуду, так как подрался! Прочитаешь книгу, так как получил двойку!

Никогда так не говорите!!! Не наказывайте ребенка тем, что он должен делать добровольно! Иначе можно закрепить на всю жизнь негативное отношение к труду либо чтению.

  • наказание в виде лишения удовольствия? Гипенрейтер в книге «Общаться с ребенком. Как?» советует «Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое».

Откажитесь от совместного чтения книги, совместного похода в зоопарк, если ребенок совершил поступок, который действительно вас огорчил.

Всегда говорите ребенку за что он наказан и почему.

Ругая ребенка, представьте, что он взрослый либо, что вы попали в такую же ситуацию. Что в данном случае скажут вам? Как поведут себя остальные? Будут кричать, ругаться либо скажут, ничего страшного, бывает. А что вы говорите ребенку? А ведь ребенок только учится, познает окружающий мир и не все у него получается с первого раза.

Важно! Ребенок должен не боятся наказаний, а стремиться избегать плохих поступков, чтобы близкие люди не огорчались.

Что делать родителям, если ребенок не слушается?

Иногда дети не слушаются и это нормально! А как иначе ребенку тренировать свою волю, свою настойчивость и свой характер? Как ему научится отстаивать свои интересы?

  • Возможно, своим плохим поведением ребенок требует внимания, пытается обратить на себя внимание или же он вас ревнует. Необходимо разобраться в причинах такого поведения, только затем действовать.
  • Часто ребенок не слушает, так как ему чего-то не хватает. Ему нужно удовлетворить свои потребности (чувствовать себя чьим-то, чувствовать себя любимым, значимым и сильным, чувствовать свою территорию, а также исследовать мир вокруг себя).

Когда ребенок упрямится, вспомните о данных потребностях. Не нужно применять силу, чтобы не казаться слабыми, или идти на поводу у ребенка, чтобы не поддаваться детским манипуляциям. Можно спросить у ребенка, как и когда он хочет это сделать.

Нужно учиться реагировать правильно на каждую ситуацию, смотреть на нее не только со своей позиции, но и со стороны своего ребенка. Спросите себя: ”Так ли важно именно теперь добиться от ребенка вот этого?” Если ребенок видит, что вы стали спокойнее, ребенок поймет, что противостоять уже не нужно и проблема может быть решена мирно.

  • Научитесь играть с ребенком! Вообразите, что ваш ребенок паровоз, которому срочно нужна заправка (еда) или пусть ваш ребенок будет сыщиком, идущим по вашим следам (когда вы куда-то идете).
  • Не забывайте, что говорить с ребенком нужно, находясь с ним на одном уровне. Обнимите ребенка или возьмите за руку, смотрите в глаза. Проявите терпение и участие. Не забудьте поблагодарить ребенка за оказанную услугу.
  • Дети берут пример со взрослых. Если вы сами не можете выполнять обещания и игнорируете просьбы ребенка, то чего тогда вы ждете от ребенка?
  • Дети могут не слушать вас не потому, что им так хочется, а просто из-за того, что они могут не запомнить или понять вашу долгую многоступенчатую инструкцию.

Существует огромное количество различных книг по детской психологии. Однако не следует применять на практике все прочитанное. Не копируйте чужой опыт. Ищите идеальное решение для вас и вашего ребенка.

И помните, то, что если ребенок проявляет заинтересованность, испытывает эмоции, учится жить самостоятельно в этом мире, имеет свою точку зрения и может ее отстоять, испытывает ваши правила на прочность – это нормально и правильно. Так и должно быть! Если же ребенок исполняет все ваши просьбы молча, никогда не проявляет эмоций (и отрицательных, и положительных), стоит задуматься и искать помощи.