Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Хочу учить уроки что делать. Как заставить ребенка делать уроки? Что делать, если ребенок не хочет делать домашнее задание сам

Далеко не все успешные люди были отличниками в школе. Но все они были отличниками в жизни. То есть людьми, которые могут себя заставить сделать совсем неинтересное, но нужное. Школьные уроки становятся для вас проверкой силы воли? Не такой уж сложной проверкой, если уметь сделать неинтересное желанным. Как заставить себя делать уроки? Вам пригодится несколько принципов, которые помогают как детям, так и взрослым.

Планируй, как взрослый!

Составление планов поможет не только старшекласснику, но и малышу. Ученые из Германии обнаружили, что если ребенок в младших классах способен составить план занятий и следовать ему, то очень возможно, что, повзрослев, он станет руководителем высокого ранга. Поэтому учиться составлять план и следовать ему необходимо с самого раннего детства. Но никогда не поздно начать упорядоченную жизнь. Если ваши задания будут распределены по дням, а на каждый будет приходиться по небольшому делу, то вам не придется мучиться, думая о том, как заставить себя делать уроки.

Начало дается трудно?

Если для вас сложно сесть и начать, то можно применить обманный метод. Договоритесь с собой, что вы должны сесть и начать работу над уроками в течение 30 минут, а после получаса упорного труда вы можете прекратить. Скорее всего, за 30 минут вы втянетесь в работу и будете продолжать ее делать до тех пор, пока она не будет готова. То, что не давало вам начать, не будет вам позволять и бросить процесс.

Если отвлекаетесь

Некоторым ученикам сложно сосредоточиться. Как заставить себя делать уроки таким людям? Начните с чашки кофе - этот напиток позволяет лучше концентрироваться. Также вам поможет мясная пища. Не ешьте хлеба и сладостей перед ответственным заданием, если вам трудно не отвлекаться. Каждый раз, когда мысли уходят в сторону, возвращайтесь к работе. Можете щипать себя за руку, когда заметите, что отвлеклись.

Призы для победителя

Конечно, очень приятно идти в школу, когда сделаны все домашние задания. Запомните это ощущение, и каждый раз, когда вам лень делать уроки, вспоминайте, как хорошо чувствовать себя подготовленным. Если ваше задание нужно сделать через неделю, договоритесь с учителем, что вы принесете ему черновик через три дня. Это поможет вам работать быстрее. Еще можно назначать себе награды за сделанную работу. Например, час игры за решенное задание по математике. И не играть, пока все не будет готово. Если вам совсем сложно, просите помощи родителей.

Помогут мама с папой

А что, если вы уже взрослый, сами родитель, а ваш ребенок не хочет делать уроки? Чаще всего домашние задания чадо откладывает на потом, если боится не справиться и плохо разбирается в данном предмете. Чтобы дело не стопорилось, предложите ему свою помощь. Обычно взрослому требуется не больше нескольких часов, чтобы вникнуть даже в самую сложную школьную тему. Разве вам жалко такой малости для своего ребенка?

Как заставить себя делать уроки? Просто каждый раз, когда вам кажется бессмысленным учиться, представляйте себе, что по итогам сделанной работы вам заплатят большую сумму. Тот, кто умеет отлично учиться сегодня, завтра будет иметь больше денег, чем ленивые одноклассники.

Ребенок не хочет делать уроки: советы психолога, мамы и преподавателя в одном лице

  • Ах ты бестолочь такая!
  • У всех дети как дети, а у меня эта/этот…
  • Ну почему такой тупой/тупая?
  • Мозги есть вообще?
  • Я тебя сейчас прибью/убью!
  • Что за тупорылый, безмозглый ребенок!

Страшные высказывания, не так ли? А ведь именно их часто слышат беззащитные создания, которых мы называем детьми. Очень хочется верить, что от вас ваши дочки и сыночки не слышат подобной брани даже тогда, когда ребенок не хочет делать уроки.

Когда лично я слышу или вижу, как родители ругают своих малышей, ощущаю непреодолимое желание подойти к ним поближе и врезать по заднице так, чтобы те подскочили и взвыли от боли, а потом еще на ухо выкрикнуть все то, что они «говорят» своим крохам. Но глубоко в душе я жалею их - бестолковых родителей, которые сами, видимо, недополучили любви, заботы, ласки, которые не в силах (не знают, как) справиться со своими эмоциями.

Ребенок не хочет учить уроки, что делать?

Будучи мамой второклассника, преподавателем, имея за плечами 15-летний опыт работы с малышами, хочу посоветовать следующее:

  1. Если ребенок не хочет учить уроки, давайте будем орать на него. Почему? Потому что он кажется тупым, потому что он не имеет право побаловаться, покривляться (дети вообще должны ходить по струнке смирно), ведь мы устаем на работе и дома, нас бесит совершенно все, начиная от недосыпа, маленькой зарплаты, непутевого партнера по жизни и заканчивая школой, плохими отметками, а потому нам обязательно надо сорваться на беззащитном создании - собственном ребенке.
  2. Если ребенок не хочет самостоятельно делать уроки, давайте доведем его до слез. Плачущая дочь или рыдающий сын - это жалкая картина. Но ничего, мы можем потерпеть это, потому что мы, родители, имеем полное право доводить детей до слез. Пусть они знают, что жизненный путь тернист, пусть с детства учатся проглатывать слезы. Кто как не родные мама и папа сделают детское сердце закаленным. Обязательно надо научить ребенка обижаться и жить с обидой в душе.
  3. Если ребенок не хочет учить уроки, давайте будем его бить… бить ремнем, ладошкой, палкой, наконец. А что? Сдачи он не даст, лишь скрючится от боли, а когда боль пройдет, он сразу же возьмется за ум и все быстро напишет/прочитает/порешает.

Как родители делают с детьми уроки, так они и обращаются с ними при других обстоятельствах: дома, на улице, в гостях и т.д.

Вот примерно какие крики слышала из соседнего дома, когда какая-то придурошная (уж простите за откровенность) мама заставляла школьника выполнять домашнее задание:


Знает ли эта женщина, как делать уроки с ребенком без криков и наказаний, когда малыш не хочет этого? Не думаю. Но ее счастье, что крики прекратились.

Дорогие родители, пишу статью, а самой рыдать хочется. Детки приходят в этот мир чистыми листочками, а мы, мамы и папы, записываем на этот листочек основу жизни. Наши дочки и сыночки - это наше с вами отражение. Помните ли вы об этом?

А знаете ли вы, что делать уроки с ребенком без криков и наказаний можно лишь в том случае, если вы действительно любите и уважаете свое чадо, если учитываете особенности его психотипа (эннеатипа), знакомы с особенностями развития его возраста и помните, что постоянный контроль отбивает у детей желание делать уроки самостоятельно?! Не надо все сваливать на характер. Он формируется в процессе становления личности. И именно вы в большей степени влияете на это.

Ребенок не хочет самостоятельно делать уроки: как помочь ему?

«Пока с ребенком делали уроки,

все соседи выучили таблицу умножения,

а собака может пересказать повесть.»

Как помочь ребенку делать домашние задания, если он не хочет:

  1. Перестаньте все делать за него: пусть он/она сам(-а) достает учебники из портфеля, выполняет посильные задания без посторонней помощи.
  2. Помогайте ему лишь тогда, когда уверены, что задача ребенку не под силу.
  3. Приучайте доводить начатые дела до конца. Не приступайте ко второму предмету до тех пор, пока не сделает первый.
  4. Хвалите родное чадо как можно чаще. Хвалите даже в том случае, если домашнее задание сделано не совсем идеально. Подарите сыну/дочке уверенность. Ваша похвала будет лучшей наградой за старания.
  5. Чаще произносите такие фразы, как «ты это сможешь», «я верю в тебя», «если постараешься, ты … (решишь пример, напишешь без ошибок, хорошо выполнишь задание)», «у тебя обязательно все получится».
  6. Не навредите своей любовью и гиперопекой. Выбрали хорошую школу, лучшего учителя, купили школьные принадлежности и одежду? Вот на этом и остановитесь! Не надо делать за ребенка его дела: усаживать за уроки, собирать портфель, читать ему задания, решать за него задачи и т.д. Если все это делаете, не удивляйтесь тому, что ваш школьник/ваша школьница начнет вами манипулировать, а учителю будет говорить: «папа не сделал», «мама не положила», «бабушка забыла». Позвольте сыну или дочке чувствовать ответственность за выполнение домашнего задания или любого иного дела.
  7. Будьте терпеливы. Не подгоняйте. Уж тем более, не кричите. Когда захочется повысить голос, вспомните вот какую ситуацию: представьте, у вас на плите жарится картошка, она жарится-жарится и вдруг начинает подгорать, (Что вы будете делать?), вы же не будете орать на подгорающее блюдо, а спокойно снимете сковороду с плиты или уменьшите огонь (Правда?).
  8. Давайте советы, подсказки, но не решайте за ребенка, что и как ему сделать. Используйте фразы: «Попробуй сделать так…», «Наверное, ты торопился…», «Быть может, ты не заметил…».
  9. Развивайте интерес к учебе. Будьте чуточку не как все. Будьте креативны в своем подходе к выполнению домашнего задания. К примеру, можно устроить квест, совместить настольную игру с уроками (сделали математику - прошли один уровень, прочитали рассказ - прошли второй уровень и т.д.), можно сделать дополнительные пособия, с которыми вашему ребенку будет реально интересно возиться (допустим, у меня сын любит учить словарные слова, составляя их из вырезанных букв, или мы выполняем тесты онлайн), можно придумать мини-призы за хорошо выполненное домашнее задание, за отличное настроение, старание и пр. Вариантов разнообразить учебный процесс в домашних условиях бесконечно много. Делитесь ими в комментариях.
  10. Никогда не говорите об учителе плохо. Он - пример для подражания. Да, нам повезло с учителем. Наша Нина Николаевна - педагог от Бога. Дети ее обожают, родители ценят и уважают. Если у вас не такой учитель, можно перевести ребенка в другой класс. Но ни в коем случае никогда не говорите плохо об учителе. Это… как если бы вы сказали сыну/дочери, что у него/нее плохой отец или непутевая мать. К чему бы это привело? Верно, к серьезной психологической травме.
  11. Не сравнивайте свое чадо с другими детьми. Зачем топтать их и так хрупкую самооценку? Они у нас уникальные!
  12. Не старайтесь реализовать через ребенка свои мечты, собственные амбиции. Это, как минимум, глупо. Как максимум, подобное желание чревато страшными последствиями. Помните, ребенок - это отдельная личность, он проходит свой путь, а ваш вы уж как-то сами проходите дальше. Детки чувствуют, когда не оправдывают ожидания своих родителей, они очень болезненно это переживают, а соответственно, теряют интерес к учебе, становятся беспокойными, капризными и неусидчивыми.

Поверьте, при грамотном подходе вы будете делать уроки с ребенком без криков и наказаний. Больше того, ваш ребенок захочет самостоятельно делать уроки.

От себя еще добавлю: у ребенка должна быть и понимание того, зачем ему делать уроки. Уж точно не для того, чтобы быть отличником. Правда?) У моего сына есть мечта: открыть собственный ресторан. И он понимает, что для этого ему нужно иметь много знаний. А знания дает школа, поэтому уроки делать важно и нужно.

Ребенок не хочет делать уроки (видео «Что советует психолог, когда ребенок не хочет делать уроки самостоятельно»):


Как делать уроки с ребенком без криков и наказаний: личный пример

Давайте я расскажу о том, как мы делаем уроки. Итак, у меня сынишка ходит во второй класс. У него вторая смена: учится с 13:30 до 17:45. Программа, на мой взгляд, сумасшедшая. Постоянно какие-то доклады, рефераты, рисунки, песни, конкурсы, контрольные… Кажется, что заданиям нет ни конца ни края. Понятное дело, что это вызывает стресс у ребенка и доводит родителей до отчаянья. Что можно сделать? Как вариант, можно попросить учителя задавать меньше. Но, скажем, наш учитель и так бережно относится к деткам, задает то, что положено в рамках программы. А программа, как уже говорила, сложная.

Как мы делаем уроки с ребенком без криков и наказаний:

  • После школы у сына есть час времени для себя. Да, это всего лишь час, но что поделать… Он или смотрит мультик, или гуляет на улице, или собирает свое бесконечное лего.
  • Садится делать уроки в 19:30. Мы договорились, что в это время он уже за своим столом раскладывает учебники. К слову, у нас всегда идеальный порядок на его столе: ничего лишнего, лежат лишь книги, тетради по тому предмету, который он делает.
  • На уроки у нас уходит в среднем 1,5-2 часа. Меньше можно, больше нельзя). Но это время он реально делает уроки, а не кушает яблочки, не бегает к телевизору, не рисует посторонние рисунки и пр. Не успел – будь готов получить двойку. Как правило, успевает). Если не успевает, просит дать ему еще несколько минут. Таким образом, ребенок самостоятельно делает уроки до 21:00-21:30. Я лишь время от времени подглядываю и помогаю в действительно сложных вопросах. Портфель собирает, конечно, сам. Было такое, что пару раз забывал тетради, ему становилось неловко в школе, теперь собирает все более тщательно. Не скрою, время от времени я перепроверяю портфель. И если вижу, что что-то не положил, спрашиваю: «Сыночек, ты уверен, что ничего не забыл положить в портфель?»).
  • Если справился быстрее (а это для него серьезный стимул), он может еще позаниматься чем-то своим. Если не справился, моется, чистит зубки и спать.
  • Утром у него есть 3 часа для своих желаний. Параллельно он старается помогать по дому (это приятно).
  • С 10:00 до 11:00 у нас разные дополнительные обучающие занятия.
  • С 11:30 до 12:30 у него снова есть время для себя. Потом уже обед и сборы в школу. Плюс мы повторяем стихи, песни, которые учили вчера.
  • Да, в выходные один день он вообще ничего не делает из уроков, а во второй день старается делать домашнее задание по тем предметам, которые будут во вторник, среду, четверг, пятницу. Их не так много). Кстати, уроки на понедельник он делает, как правило, в пятницу.

Вот по такому примерно графику мы и живем. Порой бывают форс-мажоры). Я стараюсь не перегружать ребенка дополнительными занятиями, нам пришлось отказаться от нескольких курсов. Но здоровый и веселый малыш куда важнее, чем уставший и грустный родной школьник.

Когда сын ленится, капризничает (и при этом я понимаю, что это никак не связано со здоровьем) и вдруг говорит, что не хочет учить уроки, то его ждет худшее из наказаний: мама не будет с ним рядом в процессе выполнения домашнего задания, она не подскажет, не проверит уроки, не выполнит его последующие просьбы. Я позволяю сыну самостоятельно справляться с последствиями невыполненного или плохо выполненного домашнего задания. Если мой ребенок не хочет учить уроки, пожалуйста, пусть не делает, но ответственность за результат будет нести он. А я в свою очередь проведу вечер в раздумьях: в чем я, как мама, допускаю ошибку, почему мой ребенок не хочет учить уроки самостоятельно, что я могу сделать, чтобы у него было это желание…

Помню, как бабушка платила деньги моим младшим братьям за то, чтобы они ходили в музыкальную школу. Больше всего денег доставалось младшему, он бросил обучение через месяц, средний продержался чуть больше. Я же закончила музыкальную школу, потому что мне никто ничего не платил:) . Поэтому своему ребенку за оценки деньги не плачу, но, понятное дело, стимулирую к достижению максимально возможного результата. К примеру, эту четверть он закончил прекрасно - как и планировали (мечтали, хотели), за что был вознагражден игрушкой своей мечты (лего Nexo Knights ), плюс ко всему, мы сразу поехали отмечать победу в торгово-развлекательный центр (это был потрясающий день). К слову, у нас всегда есть выбор между наградой: за лучший и получившийся результат. То есть, я придерживаюсь стратегии « win - win », где нет проигравших.

Как-то шли с парка (ходили собирать листья для поделки «Шляпка осени»), и у нас случайно состоялся вот такой диалог:

Мама, а почему ты не любишь 4-ки?

Сынуля, ну почему же я не люблю четверки?! Люблю. Просто если есть возможность получить 5, зачем получать 4?

Но четверки же тоже относятся к хорошим оценкам!

Относятся. А когда мы ходим по магазинам, почему ты выбираешь себе самое большое лего, а не маленькое или среднее, оно ведь тоже относится к хорошим игрушкам?)

Мы оба рассмеялись, но каждый сделал свои выводы. Я, к примеру, и не догадывалась, что сына волнует мое отношение к оценкам. Этот диалог расставил многие точки над и + помог скорректировать мое поведение в отношении маленького наследника. Здорово, что диалоги между родителями и малышами существуют! Правда?

Берегите детей! Не отнимайте у них детство! Они так быстро вырастают(.

С пожеланиями удачи всем родителям, Зоя Гегеня =

Начало нового учебного года нередко становится началом бесконечных скандалов по поводу невыполненных уроков и нежелания ребенка делать домашние задания. Если на учеников младших классов еще действует авторитет родителей, то на старшеклассников ни просьбы, ни угрозы, ни разговоры по душам уже не действуют.

Как быть? Для начала родителям стоит запомнить, что лучший возраст для формирования навыков самостоятельности и чувства ответственности за свои поступки (в том числе и за учебу) — это возраст от 4 до 9 лет. Впрочем, нежелание делать уроки дома можно настигнуть вашего ребенка в любом возрасте, даже если до этого он прекрасно справлялся с домашними заданиями.

Важно выявить истинную причину нежелания делать уроки.

1. Избалованность . Возможно, у вашего чада просто не сформирован режим дня. Его трудно усадить за уроки, потому что он предпочитает игры, просмотр телевизора, компьютер и прочие "радости".

  • Терпеливо и настойчиво приучайте ребенка к определенному распорядку. Смотреть телевизор, делать уроки, спать, есть и гулять он должен всегда в одно и то же время.
  • Обязательно обустройте для ребенка отдельное рабочее место. Нежелательно, чтобы он выполнял задания то на кухонном столе, то на столике перед телевизором и т.д. Даже в самой маленькой квартире можно найти уголок, где поставить письменный стол, прибить несколько книжных полок. Еще лучше, если в обустройстве рабочего места примет участие и сам ребенок. Это поможет ему настроиться на рабочий лад.

2. Лень и безответственность . Если ваш маленький ученик без усилий усваивает школьную программу, но не желает выполнять домашние задания, причиной может быть банальная лень. У таких детей часто не хватает понимания важности домашних заданий, ответственности за свои поступки. Помочь могут беседы о том, что уроки — это труд, "работа", такая же, как работа у мамы или у папы.

Кстати, за невыполнение работы взрослые лишаются зарплаты. Обговорите с ребенком, чего может лишиться он, не выполняя свои обязанности: прогулок, доступа к компьютеру, т.е. каких-то жизненных благ. Ваш сын/дочь должны осознать, что безделье — это неэффективно.

3. Страх . Нередко отказ от выполнения уроков связан со страхом ребенка получить "новую порцию" критики. Если подросток слышит постоянные упреки в свой адрес со стороны учителей, к этим нотациям добавляются сентенции родителей на тему "Как это можно не понимать! Какой ты неаккуратный! Да я в твои годы…" — подобный коктейль может напрочь лишить уверенности в своих силах. Подсознательно такие дети всегда будут ждать упреков. Отсюда и отказ: "Если у меня ничего не получается, вообще не буду ничего делать!"

Помочь в таких случаях может только родительская любовь и внимание. Дайте понять вашему ребенку, что любовь родителей — это любовь без условий. Не важно, что красуется в его дневнике — "двойка" или "пятерка". В первом случае вы обязательно объясните и поможете исправить, во втором случае похвалите и искренне порадуетесь. Но никогда не ругайте ребенка за оценки!

4. Конфликт с преподавателем . Иногда отказ делать уроки связан со сложившейся ситуацией в школе. Возможно, у вашего ребенка возник конфликт с педагогом, отсюда — постоянные "двойки" и невыполненные задания.

Возможный выход: беседа с этим педагогом. Привлеките психолога, классного руководителя, администрацию (если понадобится) — важно устранить конфликт и наладить отношения ученика и педагога.

5. Скука . В это слово вмещается большая половина случаев нежелания делать уроки. Действительно, выполнение домашнего задания — это не поездка в Диснейленд.

Попробуйте отталкиваться от внешкольных увлечений ребенка. Здесь важно найти привязку к школьным предметам.

6. Трудно . Ребенок может отказываться от выполнения заданий, если раз за разом он сталкивается со сложностями. Выясните: возможно, упущен какой-то раздел, может быть, какая-то тема осталась непонятой, невыученной, а потому все последующие задания превратились в пытку.

Если сами не в состоянии объяснить и "пройти эту тему", имеет смысл нанять репетитора или записать ребенка на факультативные занятия.

Пять главных "нет", или Главные ошибки, которые допускают родители

  • Не вешайте ярлыки . Если вы будете постоянно твердить, что ваш ребенок — лентяй, разгильдяй, оболтус, глупец и т.п. — рано или поздно он с этим смириться. Здесь как никогда работает пословица: "Как корабль назовешь…".
  • Не перехваливайте . Фразы вроде: "Ты способный, просто ленивый" дают обратный эффект. Мы надеемся, что это побудит ребенка к "совершению подвигов" на школьном поприще. На самом деле, детское подсознание формирует установку: "Я и так способный, зачем трудиться и что-то доказывать?"
  • Не злоупотребляйте материальными стимулами . Нередко родители награждают детей за выполненные уроки подарками, деньгами на карманные расходы и прочими "радостями". Прием "заработал — получил" работает, если его применять в разумных мерах. Иначе рано или поздно ребенок начнет торговаться, требуя все большего вознаграждения.
  • Не зацикливайте мотивацию на своей персоне . Исключите из лексикона фразы: "Я буду счастлива, если ты сделаешь уроки!", "Я просто в отчаянии, что ты отказываешься выполнять домашние задания". Вместо ожидаемого рвения вы можете наделить ваше чадо чувством вины перед родителями. Лучше делать акцент на том, что выполненные уроки помогут лучше работать в школе, лучше понять новую тему и т.д.
  • Не переусердствуйте с опекой . Конечно, первокласснику, например, практически невозможно сделать уроки без помощи родителей. Но с самого начала стремитесь приучать к самостоятельности.

А самое главное правило — не отчаивайтесь. Учитесь внимательно слушать вашего ребенка, окружите его вниманием и заботой. Именно родительская любовь способна привить малышу интерес к познаванию — следовательно, и к выполнению домашних заданий.

С этим знакомы родители первоклашек и девятиклассников, особенно актуальна проблема уроков для родителей подростков. Праздничные мгновения «Дня знаний» уступают место суровым будням.

Меняется распорядок дня, появляются новые обязанности, возникают трудности. «Ребенок не хочет за уроки», - жалуются молодые родители. Ситуация знакомая большинству мам и пап. Бесполезны угрозы, уговоры. Усиливается непонимание, обостряется конфликт, проблема усугубляется. Как найти компромиссное решение? Попробуем разобраться вместе.

Ищем причину

Прежде, чем лечить болезнь, устраните причину ее возникновения. Почему ребенок отказывается садиться за домашнее задание? Психологи называют несколько причин:

Устал из-за непривычной нагрузки;

Отсутствует мотивация;

Скучно, неинтересно;

Сомневается в собственных познаниях;

Не умеет трудиться самостоятельно;

Ленится, капризничает;

Плохие взаимоотношения с учителями, одноклассниками.

Найдя ответы, придется приложить немало усилий, налаживая отношения ребенка с домашними заданиями, восстанавливая взаимопонимание.

Пути решения проблемы

Боремся с усталостью

Даже взрослому человеку порой трудно справиться с усталостью. А перед нами ребенок, в жизни которого произошли большие перемены. Ежедневная учебная нагрузка (три - четыре урока), эмоциональное напряжение (новая обстановка, дисциплина, учитель), непрерывная умственная работа - все утомляет малыша. Дома хочется отдохнуть, расслабиться. Предоставьте такую возможность. Не заводите разговор о школе с порога. Предложите сесть за приготовление домашнего задания спустя два - три часа. Снизить утомляемость, преодолеть усталость поможет правильный распорядок дня. В нем обязательно должно быть время для игр, прогулок. Если в составлении режима примет участие маленький школьник, он будет стремиться его выполнять.

Полезный совет. Прогулки на свежем воздухе, сбалансированное питание, крепкий сон станут помощниками в борьбе с усталостью маленького ученика.

Ищем мотивацию

Часто ребенок не понимает, для чего вместо веселых игр должен решать примеры, писать упражнения, читать. Отсутствует мотивация - важная составляющая успешности в учебном процессе. Доверительные беседы о мечтах, планах постепенно решают проблему. Поделитесь жизненным опытом, расскажите о жизни хорошо знакомых людей.

Заинтересовываем

Интерес к занятиям проявляют далеко не все дети. А если ребенку (особенно младшего школьного возраста) скучно, его трудно добровольно заставить заниматься. Изменить ситуацию поможет фантазия родителей. Элементы игры, соревнования пробуждают интерес к занятиям. Необходимо объяснять, для чего нужно выполнять задания дома. Поощрять положительные результаты, не скупиться на похвалу.

Психологи считают, что нельзя пытаться подкупить ребенка, обещая материальное вознаграждение за хорошие отметки. Метод будет работать короткий промежуток времени. Заинтересованность воспитывают постепенно.

Полезный совет. Не стоит ставить условия. Например: « Если ты будешь хорошо учиться, то мы…». Правильнее поощрять за итоги. К примеру: «Ты не получил за всю неделю ни одной плохой оценки. Поэтому в выходные …»

Вселяем уверенность

Заниженная самооценка часто является причиной негативного отношения к домашнему заданию. Ребенок неуверен в знаниях: не понял объяснение учителя во время урока, не нашел ответ на вопрос в учебнике. Ему не хочется учить уроки. Он боится не справиться. Задача родителей, спокойно разобравшись, оказать помощь. Не решать задачу, а объяснить трудное место. Предложить поработать на черновике самостоятельно. Не ругать за ошибки! Совместными усилиями искать правильное решение. Акцентировать внимание на успехе, даже незначительном. Это сделает ребенка увереннее. Он перестанет бояться ошибочного ответа.

Полезный совет. Отмечая достоинства, старайтесь быть объективными. Завышенная самооценка - плохой помощник в достижении намеченной цели.

Приучаем к самостоятельности

Нередко дети, достигшие школьного возраста, оказываются неприученными к самостоятельному труду. Родителям проще и быстрее одеть ребенка, убрать за него разбросанные игрушки, чем вступать в пререкания с любимым чадом. Если дело обстоит именно так, для него будет сложной задачей собрать портфель без вашей помощи, приготовиться к выполнению уроков. Главное - проявить терпение, доходчиво объяснить, почему это необходимо делать самому.

Полезный совет. Маленький школьник проявил инициативу: захотел делать уроки самостоятельно. Используйте свободное время, чтобы приготовить для него сюрприз: что-нибудь вкусное или полезное (отремонтируйте сломанную игрушку, сшейте кукле наряд).

Прогоняем лень

Иногда причиной нежелания садиться за уроки является обычная лень. Избалованный ребенок не будет делать то, что ему неприятно. Он не привык напрягаться, прилагать усилия для достижения цели. В этом случае родителям необходимо изменить тактику. Действовать не только пряником, но и кнутом. Можно не покупать новую игрушку, отменить поход в развлекательный центр, запретить игру в планшете. Наказания постепенно заставят ребенка справляться с ленью, так как желание заниматься любимым делом окажется сильнее.

Полезный совет . Ребенок должен знать: поленился сделать вовремя домашнее задание, сократил время отдыха.

Гасим конфликт

Конфликт с педагогом, ссора с одноклассниками негативно сказываются на отношении к учебе. Ребенок не хочет делать уроки, посещать школу, замыкается в себе. Если в семье доверительные отношения, можно найти компромиссное решение. Пойти в школу, поговорить с учителем, пригласить в гости одноклассников. Иногда требуется профессиональная помощь психолога. В безвыходной ситуации следует поменять школу, учителя, обстановку.

Полезный совет: Психологическая атмосфера в школе сказывается на успеваемости. Стрессовая ситуация ухудшает здоровье ребенка. Своевременное вмешательство родителей поможет избежать последствий.

Перенимаем опыт

Родители со стажем советуют:

1.Не давайте негативную оценку работе ребенка. Скажите, что вы расстроились от его неудачи и надеетесь, что следующая попытка будет успешной.

2.Не скупитесь на похвалу, поменьше критических замечаний.

3.Примером добросовестного отношения к своим обязанностям должны служить сами родители. Работайте в первую очередь над собой.

4.Не называйте ребенка «глупым», «медлительным», «неаккуратным». Он поверит в это. А быть плохим гораздо проще, чем стараться быть хорошим.

5.Откровенно рассказывайте о своих ошибках и промахах. Убеждайте ребенка: он не исключение из правила. Не ошибается тот, кто ничего не делает.

6.Не акцентируйте внимание на отметках в дневнике. Знания и осознанное понимание предмета гораздо важнее.

7.Чаще говорите детям о любви. Успехи в учебе не должны сказываться на взаимоотношениях.

8.Помните: ребенок личность - требующая уважительного отношения. Но он нуждается в помощи, поддержке, понимании.

Без качественного выполнения домашнего задания невозможно приобрести качественное образование. Эту истину должны усвоить и дети, и родители.

Учёба вряд ли относится к числу занятий, приводящих ребёнка в восторг. Но если с необходимостью ежедневного пребывания в школе он готов смириться, то домашние задания вызывают обычно бурные протесты.

Что такое домашнее задание, известно всем и каждому («мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…»). Несколько поколений школьников на подростковом сленге называют его “домашкой”. “Домашка”- это то, что мешает бедным детям свободно дышать после окончания школьных занятий. Зачем же столько поколений учителей с занудным упорством настаивают на выполнении домашнего задания, и отчего столько поколений несчастных школяров с таким же постоянством стараются избежать этой “горькой участи”?

Домашнее задание нужно для того, чтобы и нерадивый, и очень усидчивый ученик закрепили новые знания, потренировались в выполнении простых и сложных заданий, проверили себя. Оно необходимо, потому что развивает навыки самостоятельной работы. А не любят школьники “домашку” оттого, что, выходя за пределы классной комнаты, стараются хотя бы на время выкинуть из головы все те умные вещи, которые учитель старательно вкладывал во время уроков.

У маленького школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Привычка заниматься, и заниматься добросовестно, должна стать второй натурой растущего человечка. Понятно, что при этом он может учиться с различной степенью успешности по различным предметам; понятно, что он может испытывать трудности, однако про него точно не скажут с тяжким вздохом: “Не хочет учиться…”

Говоря о привычке, я имею в виду следующее. Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости не нагрянули, короче говоря, что бы ни случилось, - уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть - это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.

Возможно, вам покажется излишним придавать этому такое уж большое значение, поскольку на первых порах ребёнок скорее жаждет, чтобы ему задали что-нибудь на дом. Это действительно так. Но когда пройдут первые школьные переживания, и жизнь войдёт в привычную колею, трепетное отношение к домашним заданиям сменится более трезвым, и тут выяснится, что далеко не всегда уроки так уж хочется делать. Первое, что здесь может прийти на помощь ребёнку, - это понимание того, что уроки приготовить надо, вот и всё.

Выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий должна непременно сопровождаться выработкой подхода к урокам как к важному и серьёзному делу, вызывающему уважительное отношение со стороны взрослых. С этого, пожалуй, и необходимо начинать.

Возможно, вам приходилось наблюдать семьи, где мама считает допустимым прервать занятия сына, или дочери. Выясняется, что надо срочно сбегать в магазин, или вынести мусорное ведро, что пора есть - приготовлен обед или ужин. Иной раз и папа предлагает отложить уроки, чтобы вместе посмотреть интересную передачу или фильм по телевизору или сходить в гараж. К сожалению, взрослые не понимают, что своим поведением они воспитывают у школьника отношение к учёбе как к чему-то маловажному, второстепенному делу. В подобных ситуациях маме лучше самой сходить в булочную или лишний раз разогреть еду, чем вырабатывать у ребёнка представление, что уроки стоят на одном из последних мест в иерархии домашних дел и обязанностей.

Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые. Маленький школьник чувствует это прекрасно. Раньше у него не было дел, которые родители не могли бы прервать по собственному усмотрению.

Пошёл он гулять во двор - его в любой момент могут позвать с прогулки. Начал он играть - ему могут велеть отложить игрушки в сторону и идти есть. И вдруг теперь среди его дел появляется такое, которое ни мама, ни папа никогда не прерывают! Естественно, у этого дела (точнее, у этой деятельности) в глазах ребёнка появляется особый статус. Если его занятие нельзя прервать, подобно тому, как нельзя мешать взрослым, когда те работают, если старшие стараются его не тревожить, - значит, уроки так же важны, как работа, которую выполняют взрослые.

Как создать в семье атмосферу уважения к умственному труду как таковому? Как такое уважение воспитывать?

Честно говоря, ответить на эти вопросы сложно. Если в семье кто-то из старшего или среднего поколения занят умственным трудом, и все домочадцы с почтением относятся к этому человеку и его занятиям, то, скорее всего, всё произойдёт само собой. Ребёнок и родители будут уважать умственный труд. Если такого человека нет, то родителям надо бы, прежде всего, пересмотреть свою позицию. И, быть может, начать им следует с осознания того, какой огромный труд проделывают их дети, учась.

За первый год обучения ваш малыш заполнит 20 тетрадей, прочтёт от корки до корки 5-7 учебных книг, выполнит все задания из этих учебников. Он каждый день пишет, читает (не только учебники), отвечает на вопросы, заучивает наизусть стихотворения и правила, рисует, при этом занимается музыкой и спортом, ходит на экскурсии, выполняет домашние поручения…ГИГАНТСКИЙ ТРУД!!!

Иногда родители проявляют чрезмерную инициативу, делая с детьми уроки. Сообразительным чадам это только вредит. Дети быстро понимают, что выполнение домашнего задания можно “повесить” на уставших, после работы, маму или папу. Вряд ли родители будут сопротивляться, ведь проще всё сделать самим, чем сто раз объяснять непонятливому ученику, почему 5+6=11, а “пальто”- это словарное слово и всегда пишется через “а”. Увы, так бывает часто. Вместо необходимой самостоятельной тренировки в усвоении материала младшие хитро манипулируют старшими. А ведь учитель должен оценивать не совместное творчество мамы и папы, а самостоятельный труд ученика!

Если до школы нормы и знания прививались ребенку в основном в семье, то сейчас именно учитель становится ответственным за усвоение новых социальных норм и знаний. Но у родителей есть возможность дать ребенку дополнительный и очень результативный шанс хорошо учиться. Главное, чтобы, находясь в роли учителя (при выполнении домашних заданий), родители сумели создать обстановку. И тогда, используя преимущества домашних занятий и помощь родителей, ребенок может значительно улучшить результаты обучения.

Какой же должна быть атмосфера домашних уроков, и чем она должна отличаться от школьной?

Прежде всего, занятия дома должны быть лишены школьной напряженности, ребенок может встать и подвигаться, как ему хочется. Дома родители не ставят оценок. Еще один плюс: домашние занятия могут организовываться с учетом индивидуальных способностей работоспособности ребенка.

Для некоторых детей характерна так называемая эпизодическая работоспособность, при которой ребенок может удерживать внимание на учебных задачах всего 7-10 минут, а затем отвлекается, давая своей нервной системе перерыв для восстановления.

Пятиминутный перерыв для отдыха - и школьник готов продолжать заниматься. В школе нет возможности предусматривать подобные перерывы для каждого ученика, а дома родители для собственного ребенка могут организовать индивидуальный режим, учитывающий пики и спады его работоспособности. Особенно полезен индивидуальный подход тем детям, у которых трудно проходит привыкание к школе, а так же гиперактивным или слишком тревожным.

Если вы решили помогать ребенку в приготовлении домашних заданий, стоит запастись терпением и выдумкой, чтобы превратить занятие не в мучительную процедуру, а в увлекательный способ общения и познания, приносящий истинное удовольствие и пользу ребенку и вам. Представьте, что вы вместе отправляетесь в непростое путешествие из пункта “Не могу, не знаю, не умею” в пункт “Могу, знаю и умею!”

Причем главная роль принадлежит не вам - вы только сопровождаете отважного маленького путешественника. Однако наблюдать, направлять, помогать намного сложнее и ответственнее, чем делать самому. Поэтому вам понадобится больше выдержки, сил, уверенности в успехе, чем ребенку.

Чтобы облегчить вашу миссию ПОСЛУШАЙТЕ основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома , которые способны принести ему действительно пользу, а не вред.

1.Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него.
2.Постарайтесь убедить ребенка в том, что добросовестное выполнение уроков значительно облегчает выполнение классных заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить в школе и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается.
3.Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе. Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Помните, что ребенок находится в школе 4-5 часов, а затем его рабочий день продолжается, когда он продолжает делать уроки дома. Жизнь ребенка не должна состоять только из школьных заданий.
4.Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний. Постарайтесь каждый раз найти, за что можно похвалить ребенка. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.
5.Никогда не начинайте с трудных заданий, усложняйте задания постепенно. В ходе занятий очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка, так как уверенность в правильном выполнении помогает.
6.Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет уверен в себе.
7.Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как ребенок может “заучить” ошибку. Но избегайте слов “ты делаешь не так”, “это неправильно”.
8.Для того чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической, но непродолжительной. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной, дополнительной, тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не знает и не понимает.

В процессе обучения и особенно тогда, когда есть проблемы, ребенку необходимы поддержка, подбадривание, одобрение, которые позволяют понять, что он действует правильно, дают уверенность в том, что трудности преодолимы, и вы оцениваете его старание.

Обращать внимание лишь на проблемы очень легко, а вот увидеть наметившееся улучшение непросто, но без поддержки взрослого его ребенок тоже не заметит. “Я уверен, что у тебя все получится”, “Я помогу тебе, и ты обязательно сделаешь…”, “Правильно”, “Хорошо”, “Молодей, ты меня радуешь” - эти формулы одобрения стандартны, и каждый может использовать свои. Одобрение, поддержка и похвала стимулируют ребенка, повышают мотивацию.

Жестокое обращение (негативное подстёгивание, замечания, укоры, угрозы, наказания) может дать кратковременный эффект, но у большинства детей это вызывает обиду, тревогу, усиливает боязнь неудачи.

Причем тревога и боязнь рождает новые неудачи, хотя страх порицания и наказания нередко создает иллюзию позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигается за счет ожесточения, накапливания отрицательных эмоций и нарушения взаимоотношений. Любая угроза основана на допущении, что страх может быть достаточным мотивом для достижения какого-то результата. Но чувства обиды, особенно если она не сознается как незаслуженная обида, может дать обратный эффект.

Поэтому я рекомендую Вам чаще хвалить, чем осуждать, подбадривать, а не подчеркивать неудачи, вселять надежду, а не твердить, что изменение ситуации невозможно. Но для того, чтобы ребенок поверил в свой успех, в возможность преодоления проблем, в это должны поверить мы, взрослые.