Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Здоровье детей. Больной ребенок в детском саду

Большинство мам, дети которых ходят в детский, сад знакомы со схемой: «3 дня в саду – 2 недели на больничном». Многие даже утверждают, что до детского сада их дети ничем никогда не болели, а вот пошли в сад и все – постоянные простуды, кашель, насморк … Кроме того, у ребенка могут возникнуть частые желудочные расстройства, нарушения аппетита. А некоторые дети могут и вовсе наотрез отказаться ходить в детский сад.

Как сделать так, чтобы дети в саду не болели

У маленьких детей восприимчивость к инфекциям больше, чем у взрослых. Иммунитет у ребенка формируется постепенно, по мере того, как ребенок сталкивается с различными инфекциями и преодолевает их.

Родители могут укрепить иммунитет ребенка с помощью закаливания и активного отдыха на свежем воздухе.

Большой вред ребенку причиняет чрезмерное оберегание от всех болезней. Зачастую боясь простудить, родители надевают на ребенка несколько распашонок и пеленают в две пеленки даже в жаркие дни. Детям постарше надевают несколько колготок и теплых носков. В результате ребенок простужается из-за того что потеет. Да еще и чувствует себя глубоко несчастным.

Поэтому подготавливая ребенка к детскому саду, стоит подготовить и его иммунитет. Главное: одевать по погоде, побольше гулять и закаливать.

Проблемы с питанием в детском саду

Для здорового развития ребенка очень важно правильное питание. В детском саду ребенок часто не хочет есть то, что ему предлагают. Если возникают проблемы с питанием в детсаду – родителям и воспитателям нужно решать их сообща. Родители должны попросить воспитателей не кормить насильно теми блюдами, которые ребенку не по вкусу. Питание в детском саду может сильно отличаться от домашнего меню, поэтому ребенок может просто бояться есть незнакомые ему блюда. В этой ситуации нужно заранее, за полгода до начала хождения в детский сад, начинать готовить еду, похожую на садовскую, дома. Это супы, кисели и компоты, запеканки и каши. Также перед тем, как отдать ребенка в сад, необходимо научить есть ребенка ложкой. Не умея орудовать этим прибором, ребенок может остаться голодным, поскольку воспитатель просто физически не успеет всех накормить. Также дома нужно постараться время кормления приблизить к детсадовскому – чтобы ребенок привыкал к режиму.

Что касается малышей с пищевой аллергией, конечно, лучше не отдавать их в сад до 4 лет, пока не будут проведены тесты на аллергены. Но если нет такой возможности – нужно известить воспитателя и медсестру детского сада о том, какие продукты вашему малышу категорически нельзя. Персонал детского сада должен следить за тем, чтобы ребенку эти продукты не доставались. Менять меню детского сада или готовить вашему малышу отдельно никто не будет. Поэтому если в супе есть морковка, а ребенку ее нельзя – ему не должны давать суп.

Дети, которые не переносят детский сад

Некоторым детям детсад противопоказан. Прежде всего – это дети с ослабленным здоровьем. Придя в детский сад впервые ребенок, как правило, заболевает в течение двух-трех недель. Это естественная реакция организма на новую иммунологическую среду. Причем ребенок может переболеть одной болезнью несколько раз, пока у него не выработается стойкий иммунитет. Однако некоторые дети, несмотря на все меры, принимаемые родителями, заболевают вновь и вновь. Повторяющиеся инфекции способны серьезно повредить развитию детского организма. Если ребенок болеет очень часто – следует его забрать из детского сада и привести снова в период, когда инфекций, особенно респираторных мало: например, в мае-июне. Если и в этот период ребенок продолжает болеть – нужно отказаться от детского сада и воспитывать дома.

Кроме этого, есть дети, сильно привязанные к родителям. Они крайне тяжело переносят разлуку с ними. Им детский сад приносит огромный стресс. Таких детей также лучше воспитывать дома.

Есть дети, которые никак не могут привыкнуть к саду, боятся туда ходить, сопротивляются, плачут. В группе они забиваются в угол и сторонятся детей и воспитателей. Если это просто детский каприз – можно сначала проявить чуть больше настойчивости. Но, ни в коем случае, нельзя применять к ребенку строгие меры воздействия и любой ценой преодолевать его сопротивление. Лучше действовать постепенно – приучать, хвалить, но не наказывать. Насилие может вызвать серьезные нарушения в психике ребенка. Если же исчерпаны все методы и возможности, а ребенок в сад ходить не хочет – следует забрать его оттуда насовсем, и готовить к школе дома.

Первый раз отдавая своего малыша в детский сад, практически все родители сталкиваются с одной и той же проблемой: ребенок начинает чаще болеть. Как же можно обеспечить крепкое здоровье детей в детском саду и избежать частых простудных или инфекционных заболеваний? Полезные рекомендации есть в Стране советов.

Слабое здоровье детей в детском саду всегда было большой проблемой. Ребенок, в первый раз попадая в детский сад, оказывается в довольно агрессивной вирусно-микробной среде , ведь в коллективе могут находиться дети с простудой, насморком и т. д. А потому в детском саду ребенок часто оказывается под угрозой заболеваний.

Чтобы улучшить здоровье детей в детском саду , нужно соблюдать несколько достаточно простых правил. Для начала, если ребенку только предстоит поступить в детский сад, нужно заняться укреплением его иммунитета. Так, нужно давать ребенку гулять на свежем воздухе, обеспечивать содержание в ежедневном рационе ребенка всех необходимых витаминов и минеральных веществ.

Ребенку не нужно создавать «тепличные условия» , пытаясь всячески оберегать его от малейшего влияния окружающей среды. Это значит, что не нужно чрезмерно кутать ребенка во время прогулок, не нужно создавать в доме «стерильную чистоту». Лучше давать ребенку побольше контактировать с другими детьми (это полезно и в плане социального развития), регулярно проводить закаливающие процедуры.

Здоровье детей в детском саду зависит не только от состояния иммунитета , но, оказывается, еще и от того, насколько малышам психологически комфортно в стенах детского дошкольного учреждения. Если ребенок идет в сад со слезами, если никак не может привыкнуть к коллективу, то и на его здоровье это скажется не лучшим образом.

Поэтому адаптации ребенка в детском саду следует уделить особое внимание . Нужно постараться выбрать сад, в котором бы ребенку нравилось. Нужно также и подготовить малыша к первому походу в детский сад: рассказать, как весело он сможет провести там время, как сможет поиграть с другими детьми.

Чтобы быть в полной уверенности, что здоровье детей в детском саду не пошатнется, лучше всего еще до поступления в сад пройти с ребенком медицинский осмотр . Во время осмотра врач определит, здоров ли ребенок, нет ли у него признаков какого-либо начинающегося заболевания. Если иммунитет ребенка ослаблен после болезни, то лучше дождаться, когда иммунитет окрепнет, а уже потом вести малыша в детский сад.

Часто здоровье малышей в детском саду страдает от того, что родители приводят в группу заведомо больного ребенка . Такое поведение родителей чревато заражением других детей в коллективе и осложнением течения заболевания собственного ребенка. По возможности заболевшего ребенка нужно оставлять дома.

Правда, и перестраховываться, держа ребенка дома по 3-4 недели при малейшем подозрении на простуду, тоже не стоит. Дело в том, что за это время в детском коллективе появятся уже новые вирусы и микробы, а потому ребенок рискует вновь заболеть сразу же после первого посещения детсада.

Это ответственность и персонала сада, и родителей. Общими усилиями нужно постараться создать детям все условия для правильного и здорового развития.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад села Сосновка Красноармейского района Саратовской области»

"ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ В ДОУ»

Подготовила Грицай Наталья Васильевна

2016г

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:

забота о здоровье – это важнейший

труд воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова: «Правильная, нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, неоптимальность соотношения статических и динамических движений. У 20-30% детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. По данным прогнозов, 85% этих детей - потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).

Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, что соответствует социальному запросу общества.

Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий.

Здоровьесберегающие технологии: понятие, цель и задачи

Прежде чем начать говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие “технология”. Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов. (Данное определение предлагается Деркунской В.А.-канд.пед.наук)

Что такое здоровьесберегающие технологии?

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

В ДОУ может быть разработана «технология здоровьесбережения», задачами которой являются:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

Виды здоровьесберегающих технологий, используемых в ДОУ

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании - классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду.

Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих формах:

Медико-профилактическая технологии

Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.

Задачи этой деятельности:

Организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

Организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;

Организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, полоскание горла противовоспалительными травами, щадящий режим в период адаптации и т.д.).

Организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов

Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медицинскими работниками детского сада. Вся работа по физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт врач дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группе сводную схему, которая помогает воспитателям и медицинским работникам иметь чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности. Эта схема-анализ и конкретные рекомендации заносятся в групповой «Журнал здоровья» - «Индивидуальный маршрут ребёнка», - чтобы каждый воспитатель планировал физкультурно–оздоровительную работу в соответствии с особенностями здоровья детей.

Физкультурно-оздоровительная технология

Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.

Задачи этой деятельности:

Развитие физических качеств;

Контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,

Формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;

Воспитание привычки повседневной физической активности;

Оздоровление средствами закаливания. Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами - в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.;

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья. В своей деятельности «служба сопровождения» руководствуется Положением о медико-психолого-педагогической службе и ставит своей целью создание в дошкольном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здоровья. В данной системе взаимодействуют диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое и социальное направления.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребёнка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника. Поэтому большое внимание в нашем ДОУ уделяется подбору и расстановке кадров на группы с учётом их деловых качеств, опыта и психологической совместимости. Помня о том, что результаты физического развития зависят прежде всего от профессиональной подготовки педагогов, их педагогических знаний, продумана система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства.

Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации .

Технологии валеологического просвещения родителей .

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка; привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся:

родительские собрания,

консультации,

конференции,

конкурсы,

спортивные праздники,

праздники здоровья,

семейный клуб

папки-передвижки,

беседы,

личный пример педагога,

нетрадиционные формы работы с родителями,

практические показы (практикумы)

Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Этот вид деятельности предполагает воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья, дошкольников. Цель ее – сформировать у детей осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возрасте.

Формы оздоровительной работы в дошкольном учреждении

В дошкольном учреждении ежедневно во всех возрастных группах предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня.

Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур , способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Используемая нами система закаливаний предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.

При работе с детьми обязательно соблюдаются основные принципы закаливания:

Осуществление закаливание при условии, что ребёнок здоров;

Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства);

Тщательный учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям;

Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно и последовательно, с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания;

Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю.

Для наибольшей эффективности закаливания нами обеспечиваются:

Чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении («температурная» гигиена);

Рациональная, неперегревающая одежда детей;

Соблюдение режима прогулок во все времена года;

Сон при открытых фрамугах;

Гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры);

Хождение босиком в группе и летом на прогулке, занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой. Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется, главным образом, действием низких температур пола, земли. Именно данное действие и является определяющим, если не единственным, в закаливании, поскольку убедительных доказательств в отношении влияния других компонентов в научной литературе не имеется.

Методика контрастного воздушного закаливания, которая проводится в конце дневного сна попеременно в холодном и теплом помещениях. Температура воздуха в тёплом помещении поддерживается с помощью подогревателей, в холодном понижается за счёт интенсивного проветривания, летом вплоть до сквозняков.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, нами меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.

Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.

Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.

Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.

Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему при выборе подвижных игр и игровых упражнений мы стараемся соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулируем допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений.

Кроме подвижных игр, в нашем детском саду мы широко используем разнообразные упражнения в основных видах движений:

Бег и ходьба

Прыжки

Метание, бросание и ловля мяча

Упражнения на полосе препятствий

Проводимые на свежем воздухе физические упражнения способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды. На каждые две недели имеются 3-4 комплекса физических упражнений на воздухе:

Для хорошей погоды (по сезону);

На случай сырой погоды;

На случай порывистого ветра.

Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка в нашем дошкольном учреждении придаётся развитию движений и физической культуры на физкультурных занятиях . Причём, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:

Маленьким детям они доставляют удовольствие, учат их ориентироваться в пространстве, приёмам элементарной страховки;

В среднем возрасте – развивают физические качества, прежде всего, выносливость и силу;

В старших группах – формируют потребность в движении, развивают двигательные способности и самостоятельность.

Именно поэтому в нашем детском саду используются разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:

Занятия по традиционной схеме;

Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности;

Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей;

Занятия серии «Здоровье», которые могут быть включены и в сетку занятий в качестве познавательного развития. В ходе таких занятий детям даются представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Эти занятия имеют огромное значение в воспитании у ребёнка потребности в здоровом образе жизни.

Большое оздоровительное и воспитательное значение для наших детей имеет плавание , которое является одним из важных видов циклических нагрузок, обладающим мощным оздоровительным общеразвивающим действием. Плавание отличается от всех других спортивных упражнений неограниченным возрастным диапазоном применения и оказывает благотворное воздействие на сердечно – сосудистую, дыхательную системы: улучшает терморегуляцию, газообмен, сон, повышает работоспособность. Плавание является также эффективным средством профилактики и даже лечения нарушения осанки и сутулости. Во время плавания позвоночник ребёнка выпрямляется, мышцы рук и ног выполняют ритмические движения, влияющие на гибкость позвоночника.

Проводя занятия в бассейне мы учитываем возрастные и индивидуальные особенности детей, обеспечиваем соблюдение правил инструкций по обеспечению безопасности детей на воде, систематический медико-педагогический контроль за выполнением режима и организацией занятий по плаванию, за планированием и методикой проведения.

Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика .

Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Чтобы предупредить возникновение плоскостопия, предлагаются упражнения для укрепления свода стопы – поднимание на носки, на пятки.

Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий). В течение всей утренней гимнастики, проводимой в помещении, форточки остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме и босиком.

Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы, разученные предварительно на физкультурном занятии и хорошо знакомые детям.

В перерывах между занятиями, особенно в старших группах детского сада, проводится двигательная разминка. Её цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей. Игровые упражнения, используемые в разминке, хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени (не более 10-12 минут), доступны детям с разным уровнем двигательной активности.

С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, в детском саду проводятся физкультминутки .

Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.

Физкультминутки проводятся воспитателем по мере необходимости во время занятий по развитию речи, формированию элементарных математических представлений и т.д. Длительность составляет 3-5 минут.

Физкультминутки проводятся в многочисленных формах: в виде упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног), подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и игровых упражнений. Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия.

Наряду с различными оздоровительными мероприятиями в дошкольном учреждении проводится и гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастика проводится при открытых форточках 7-15 минут. В течение года используются различные варианты гимнастики.

Разминка в постели . Дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия. Упражнения выполняются из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После выполнения упражнений дети встают и выполняют в разном темпе несколько движений (ходьба на месте, ходьба по массажным коврикам, постепенно переходящая в бег). Затем все переходят из спальни в хорошо проветренную групповую комнату и под музыку выполняют произвольные танцевальные, музыкально – ритмические или другие движения.

Гимнастика игрового характера . Состоит из 3-6 имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных, растений, создают различные образы («лыжник», «конькобежец», «петрушка», «цветок»).

Пробежки по массажным дорожкам . Сочетаются с контрастными воздушными ваннами и проводятся 2 раза в неделю по 5-7 минут. Массажная дорожка состоит из пособий и предметов, способствующих массажу стопы. Дети занимаются босиком, идут в быстром темпе по дорожке и плавно переходят на бег (1-1.5мин.) и снова переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями. Это способствует развитию выносливости, координации движений, формированию стопы и укреплению организма детей.

Дыхательная гимнастика . От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо - и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания.

У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабы, поэтому необходима специальная система упражнений в естественном ритмичном дыхании, а также в правильном использовании вдоха и выдоха при простых и более сложных движениях, причем ритм дыхания и движения образуют одно ритмическое целое. К гимнастическим упражнениям, формирующим правильное дыхание, относятся упражнения для постановки правильного дыхания через нос, развития мышц грудной клетки для увеличения ее эластичности, на активное вытягивание позвоночника. Все упражнения проводятся в собственном дыхательном ритме, медленно, следя за вдохом и выдохом и компенсаторной паузой после выдоха.

Методика применения дыхательных упражнений:

Вдох через нос, выдох через рот в сомкнутые трубочкой губы, сочетать дыхательные упражнения с общеразвивающими упражнениями, формировать дыхание смешанного типа.

Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие. Наряду с этим точечный массаж является профилактикой простудных заболеваний.

Во время проведения пальцевого массажа происходит раздражение рецепторов кожи, мышц, сухожилий, пальцев рук, импульсы от которых проходят одновременно в головной и спинной мозг, а оттуда уже поступает команда включиться в работу различным органам и структурам. Массаж повышает защитные свойства оболочек носоглотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства (например, интерферон), которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.

В нашем детском саду функционирует фитобар , где воспитанники получают кислородный коктейль . Кислородный коктейль – это сок, фитораствор или любой другой напиток, насыщенный кислородом до состояния нежной воздушной пены. Кислородный коктейль - это очень полезный продукт. Он помогает сконцентрироваться и улучшает память, улучшает зрение. Это естественный природный способ избавиться от головной боли, увеличивает выносливость, является немедикаментозным способом снижения веса, успокаивает и стабилизирует нервную систему, служит гарантией хорошего настроения.

Его применяют для устранения гипоксии, повышения работоспособности, устранения хронической усталости, нормализации сна, повышения иммунитета.

Для повышения сопротивляемости организма простудным заболеваниям в нашем саду детям рекомендовано орошение зева отварами календулы, эвкалипта, шалфея, ромашки, зверобоя, подорожника, мать-и-мачехи, дубовой коры. Дети в течение всего года получают витаминные чаи, настои трав ромашки, крапивы, зверобоя, мяты, подорожника. Постоянно дети полощут рот отварами трав шалфея, эвкалипта, календулы. С большим удовольствием наши воспитанники участвуют в дегустации травяных чаев:

Успокаивающего чая (мята, пустырник);

Противовоспалительного чая (зверобой, ромашка, подорожник);

Витаминного чая (смородина, крапива, шиповник);

Чая регулирующего обмен веществ (шиповник, земляника).

Доказано, что различные ароматы определённым образом влияют на развитие ребёнка, на его здоровье и настроение (Б.В. Шеврыгин). Различать запахи способен даже грудной малыш. Разные запахи влияют на детей по-разному: приятные ароматы способны действовать как хорошие лекарств, могут вызывать аппетит, нормализуют деятельности нервной системы, улучшают зрение в сумерках и цветоощущение; и, наоборот, неприятные запахи могут угнетать и раздражать ребёнка.

В нашем дошкольном учреждении используется аромотерапия. Практическое применение аромотерапии и аромопрофилактики преследует следующие цели:

Предупреждение и снижение заболеваемости острыми респираторными и вирусными инфекциями;

Коррекция психофизиологического состояния, повышение умственной и физической работоспособности, улучшение координации движений и функций анализаторов, расширение объёма кратковременной памяти, повышение устойчивости к стрессу, улучшение сна;

Профилактика вегето-сосудистой дистонии, функциональных нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы;

Стимуляция общей иммунологической реактивности организма с целью повышения резистентности к инфекционным заболеваниям, расширения адаптационных возможностей;

Расширение комплекса реабилитационных мероприятий у больных с хроническими и неспецифическими заболеваниями лёгких.

Использование аромотерапии в детском саду происходит согласно «Индивидуального маршрута ребёнка» во избежание различных аллергических заболеваний, учитывая принцип «Неуверен – не назначай».

Оздоровительная работа в нашем саду усиленно проводится и в летний период и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма.

Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Вся деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры, труд, занятия физической культурой) проводятся в часы наименьшей инсоляции.

При осуществлении летней оздоровительной работы в детском саду наш коллектив придерживается следующих принципов:

комплексное использование профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий;

непрерывное проведение профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий;

преимущественное использование немедикаментозных средств оздоровления;

использование простых и доступных технологий;

формирование положительной мотивации у детей к проведению профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий;

интеграция программы профилактики закаливания в семью;

повышение эффективности системы профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий за счет соблюдения в ДОУ санитарных норм и правил, оптимального двигательного режима и физической нагрузки, санитарного состояния учреждения, организации питания, воздушно-теплового режима и использования различных форм оздоровительной работы.

ДОУ и семья

Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. В любые времена педагоги работали с семьей своего воспитанника, ища поддержку и понимание проблем ребенка для всестороннего развития гармонически развитой и здоровой личности. Однако, родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Для формирования позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями необходимо создание единого пространства развития ребенка, которое должны поддерживать и детский сад и семья.

Чтобы выстроить эффективное общение педагогов и родителей важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нужд семьи, быть в курсе последних достижений науки. Общение будет успешно, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторонах темах, если каждая их них в процессе общения обогащает свой информационный багаж. Важным условием …..является создание моделей «воспитатель - родитель», воспитатель -психолог - родитель». Особая форма общения в этих моделях доверительно-деловой контакт.

На этапе первичного знакомства родители знакомятся принципами работы ДОУ и семьи: открытость, сотрудничество, создание активной развивающей среды, принцип индивидуального подхода к каждой семье.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Будем знакомы» мы проводим в нетрадиционной форме. К нему следует очень тщательно готовиться, ведь от первичного восприятия педагога и семьи зависит их дальнейшее сотрудничество. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи мы используются разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские собрания; консультации; занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; совместное создание предметно – развивающей среды; работа с родительским комитетом группы; тренинги; родительские гостиные; почта Доверия, анкетирование. Красочные наглядные стенды в приемных знакомят родителей с жизнью группы, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными особенностями детей. В уголках специалистов размещена информация практической направленности, приводятся интересные факты, даются рекомендации учителя-логопеда, педагога-психолога, руководителя изостудии, физкультурного и музыкального работников.

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы. Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе. Таким образом, работа в тесном взаимодействии с родителями принесла отрадные результаты. Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от взрослых, и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей.

Сотрудничество детского сада и семьи: забота о здоровье дошкольника

Социально-экономические преобразования, произошедшие в нашей стране в конце XX - начале XXI в., повлекли за собой изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентации и не могли не отразиться на воспитании детей в семье.

Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от уровня развития здравоохранения, санитарной грамотности и экологической ситуации в стране. Здоровье ребенке должно оцениваться в единстве с окружающей средой и адаптационными возможностями организма. Поэтому работу по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей без сомнения, должны осуществлять семья и дошкольное учреждение.

Первая школа воспитания - это семья. Родители являются первыми педагогами своего ребенка. В условиях семьи формируется эмоционально-нравственный опыт, определяется уровень содержание эмоционального и социального развития ребенка Доказано, что состояние здоровья родителей - один из ведущих факторов, оказывающих непосредственное воздействие на здоровье ребенка. Это воздействие не только чисто биологическое (наследственное), но и проявляется опосредованно через систему условий, характеризующих образ жизни матери и отца, их установку на здоровье, степень медицинской активности.

Профилактическая активность людей, определяющаяся осознанием здоровья как ценности и наличием целенаправленных действий по его поддержанию и укреплению, в настоящее время становится важным фактором, влияющим на здоровье населения, в первую очередь детского. Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину им ставятся как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.

Поэтому так важно помочь родителям понять, что на развитие личности ребенка оказывают влияние очень многие факторы, и воспитание не должно идти стихийным путем.

На сегодняшний день проблема взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам здоровья детей - одна из самых актуальных. Семье нужны поддержка и сопровождение.

Многочисленными исследованиями установлено отрицательное влияние на здоровье ребенка раннего искусственного вскармливания, нерационального режима дня, нерегулярного и недостаточного пребывания на свежем воздухе, малой физической активности и вредных привычек родителей. Элементарное соблюдение принципов здорового образа жизни может нивелировать все эти отрицательные воздействия, и, следовательно, мероприятия, направленные на повышение медицинской активности родителей, являются задачей первостепенной важности.

Наибольший эффект оздоровительных мероприятий отмечается в тех случаях, когда родители не только строго выполняют рекомендации врача, но и становятся сторонниками здорового образа жизни. Только активная позиция членов семьи, их сотрудничество с дошкольным учреждением позволяют добиться желаемых результатов.

Цель работы детского сада в этом направлении - оказывать помощь семье по созданию условий для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья. Она подразумевает следующие задачи:

    повышать сопротивляемость и защитные свойства организма ребенка через обеспечение здорового образа жизни, оптимального двигательного режима, психологической безопасности личности, внедрение здоровьесберегаюших технологий;

    создавать оптимальные условия, обеспечивающие охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

    осуществлять необходимую коррекцию отклонений в раз* витии ребенка;

    расширять сотрудничество с семьей по формированию духовно-нравственного облика подрастающего поколения, изу-чение и активизацию педагогического потенциала семьи;

    осуществлять профилактику асоциального поведения средствами физической культуры и спорта.

Для успешной работы с родителями мы ежегодно проводим исследование семей воспитанников, используя такие методы, как анкетирование, беседы с родителями и детьми, наблюдения за детьми, тестирование, посещение на дому и др.

Для сознательного участия родителей и педагогов ДОУ в оздоровлении ребенка необходимы специальные знания. Причины частых заболеваний у детей, профилактика заболеваний, уход за больным ребенком, первая помощь и предупреждение осложнений - все эти вопросы мы рассматриваем на родительских собраниях, круглых столах. На такие мероприятия приглашаются медицинские работники детского сада и детской поликлиники (врачи-педиатры, узкие специалисты). Кроме того, родители знакомятся с результатами диагностики состояния здоровья детей, их психомоторного развития, содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, делятся своим положительным опытом семейного воспитания, рассказывают о семейных традициях, которые помогают укреплению здоровья семьи. В понятие «семейные традиции» входит понятие «образ жизни». Многие болезни и проблемы коренятся именно в нем. Например, острая проблема современности - алкоголизм и наркомания.

Наряду с коллективными формами организации широко используем индивидуальные и подгрупповые беседы, устные журналы. Обучение родителей лечебно-оздоровительной работе в условиях семьи проводят специалисты ДОУ: старшая медсестра, медсестра физиотерапевтического кабинета, инструктор по физкультуре, педагог-психолог. Даются практические советы, рекомендуется медицинская и педагогическая литература.

Один из действенных методов в данном направлении - применение наглядной агитации. В каждой группе имеется уголок здоровья, где помешается информация для родителей о лечебно-профилактических мероприятиях, проводимых в дошкольном учреждении. Имеются так называемые «копилки здоровья», в которых собран материал о нетрадиционных методах оздоровления, материал, пропагандирующий здоровый образ жизни. Эта информация собирается не только медиками и педагогами, но и самими родителями.

Методы профилактики заболеваний также оформляются как санбюлютени. Медицинские работники детского сада составили из них целую картотеку.

Проводятся консультации, лектории, семинары, организуются практические занятия. Темы самые разнообразные: «Если ребенок боится стоматолога», «Алкоголь и потомство», «Профилактические прививки - защита от инфекционных болезней», «О здоровье всерьез», «Профилактика детского травматизма», «Формируем потребность в здоровом образе жизни» и др.

Систематически для родителей организуются дни открытых дверей. На наш взгляд, это эффективная форма вовлечение членов семей в педагогический процесс. В течение дня папы, мамы, бабушки и дедушки имеют возможность посетить утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, прогулку, закаливающие процедуры и другие режимные моменты. Свои впечатления посетители оставляют в книге отзывов и предложений. Затем мы анализируем все мероприятия, делаем выводы, подводим итоги. Как правило, родители бывают очень довольны. Но иногда у них возникают вопросы, нам важно каждое их высказывание. Ведь если они что-то не поняли, не так восприняли, необходимо принять это к сведению и разъяснить.

Родители приглашаются на дни и недели здоровья, которые стали традиционными в нашем детском саду. Мамы и папы не только наблюдают, но и становятся активными участниками развлечений, различных игр, спортивных праздников: «Вместе с мамою вдвоем все препятствия пройдем», «Папы могут все на свете», «Папа, мама, я - спортивная семья», «Межпланетные олимпийские семейные игры», «Дружная семейка».

Воспитатели вместе с родителями оформляют стенгазеты и выставки рисунков на темы: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья», «В здоровом теле - здоровый дух», «В стране здоровья», «Активный отдых нашей семьи» и др. Родители принимают участие в конкурсе сочинений «Наша семья - за здоровый образ жизни», в которых рассказывают о том, как отдыхают, отмечают праздники, выходные дни, какие игры проводят с детьми, какие спортивные мероприятия посещают, какие детско-родительские отношения присутствуют в семье. Затем мы делаем выставки этих сочинений, ведь каждая семья проявляет творчество при оформлении своих работ, прилагают к ним кодексы здоровья семьи. Кроме того, сотрудники детского сада оформляют тематические выставки: «Как вырастить здорового ребенка», «Чтобы не было «Закаляемся с раннего возраста» и др. Мамы и папы с удовольствием знакомятся с экспонатами выставки, делятся впечатлениями. Конечно, не все семьи активны, но многих удается заимствовать, некоторые родители пересматривают свои взгляды на) питание детей.

Результаты диагностики показывают, что организованная таким образом воспитательно-образовательная и лечебно-оздоровительная работа положительно влияет на развитие детей.

Считаем, что критериями взаимодействия детского сада ми по вопросам здоровья являются: ценностное отношение к другу, толерантность, информированность сторон об особенностях развития систем оздоровления в детском саду и семье, включение в совместную деятельность с прогнозируемыми результат.

Коллектив нашего учреждения мобилизован на реализации мероприятий, помогающих достичь определенных целей в снижения заболеваемости. Обширная профилактическая работа с детьми, родителями, сотрудниками, безусловно, имеет определённые положительные результаты.

Перспективы:

    поиск и внедрение новых моделей взаимодействия с семьями воспитанников по формированию здорового образа жизни;

    активное вовлечение родителей в педагогическую деятельность детского сада с целью укрепления чувства их личной ответственности за развитие ребёнка, его здоровье;

    укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия с различными социальными институтами по внедрению культурно-оздоровительных технологий;

    развитие материально-технической базы ДОУ.

Переход к новому качеству взаимодействия с семьей возможен, если усилия каждого участника воспитательно-образовательного процесса будут направлены на сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья детей, на достижение поставленных задач.

Таким образом:

Одним из аспектов укрепления здоровья участников педагогического процесса ДОУ выступает создание здоровьесберегающей среды. В основу разработки концептуальных направлений здоровьесберегающей среды заложены следующие задачи:

    формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе;

    использование в образовательной деятельности ДОУ духовно-нравственного и культурного потенциала города, микрорайона, ближайшего окружения, воспитание детей на традициях русской культуры;

    конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала;

    обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

В качестве средств, позволяющих решить данные задачи, может выступать:

    непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, пальцевая, корригирующая, дыхательная гимнастика, самомассаж) и простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; а также привитие детям элементарных культурно-гигиенических навыков;

    реабилитационные мероприятия (фитотерапия, витаминотерапия, ароматерапия, ингаляция, функциональная музыка, лечебная физкультура, массаж, психогимнастика, тренинги);

    специально организованная двигательная активность ребенка (физкультминутки, занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии).

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.

Здоровье детей – в наших руках

Во многих дошкольных учреждениях стоит проблема здоровья детей. Многие родители считают, что именно детский сад виноват в том, что их дети болеют, так как заражаются от больных детей, находящихся рядом с ними в одной группе. Могут ли посещать детский сад больные дети и как это отражается на здоровье детей, которые находятся с ними в постоянном контекте? Больны ли они на самом деле? Кто виноват есть ли здоровье у детей: детский сад или родители?

Чтобы разобраться в ситуации, мы обратились с вопросами к врачу-педиатру Сергею Васильеву, работающему в московской поликлинике №219.

Сергей Викторович, скажите, пожалуйста, случается ли так, что ребенок попадает в сад в нездоровом состоянии?

Да. Основная проблема и заключается в том, что родители заведомо приводят ребенка в сад больным. Не все заболевания можно выявить сразу, в ходе осмотра. В данной ситуации ответственны родители: если есть подозрение на заболевание, то ребенка в сад приводить не нужно. Может случиться и так, что болезнь может развиться не сразу и внешние признаки могут не проявляться: отсутствие температуры, кашля, насморка - только общее недомогание. И если ребенок приходит в таком состоянии, то он клинику может развернуть не сразу, а через 2-3 часа или ближе к обеду, к вечеру. В этой ситуации ребенок осматривается медсестрой, вызываются родители, и ребенок отправляется домой.

- При каких симптомах ребенок не считается больным?

Ребенок не считается больным при наличии у него незначительных слизистых выделений, при нормальной температуре тела, при нормальном состоянии горла.

Но бывают и спорные моменты. Они обычно возникают в случаях, когда наблюдается незначительный насморк, покашливание, кожные высыпания, когда возникает вопрос, то ли это инфекционная кожная болезнь, то ли проявление дерматита.

- Наличие кашля может представлять опасность для других детей?

Кашель может сохраняться при входе и выходе из помещения. Возникает из-за того, что остается увеличение лимфатических узлов, которые давят на нервное сплетение, и малейшая нагрузка вызывает возбуждение кашлевого центра. При этом ребенок клинически здоров, не заразен, не представляет опасности для других. Но эти кашлевые явления у него сохраняются, особенно после перенесенной инфекции с кашлем, сохраняется повышенная возбудимость кашлевого центра. То есть ребенок является здоровым, но при каких-то моментах возбуждения, связанных с игрой, при каких-то неприятностях, он будет кашлять. В коллективе, когда мы ходим на медосмотр, если кто-то кашляет, соответственно, дети подражают, тоже начинают кашлять.

- Как определить, что ребенок заболевает?

Ребенок начинает жаловаться на головную боль, повышается температура, кашель, насморк, ощущается общее недомогание: плохой сон, плохой аппетит, плохое настроение. Если возникает набор этих симптомов, то ребенка в сад вести не нужно. Надо обратиться к врачу и определить, стоит ли посещать детский сад или какое-то время оставаться дома. Эти симптомы могут проявляться за сутки до того, как ребенок клиническую картину развернет. Если есть вирусная инфекция, то за 2-3 часа.

- Но ведь дети могут и симулировать заболевания, если, например, не хотят идти в детский сад?

Есть категория детей, способных к симуляции. Такое поведение может проявляться, начиная с двухлетнего возраста. Они начинают кашлять специально в присутствии медсестры, воспитателей, родителей. А когда начинаешь с ребенком беседовать, он заявляет, что не хочет ходить в сад.

А дети постарше легко могут изобразить жалобы на головную боль, слабость, тошноту – изобретательность не знает границ. Как только мама говорит, что в детский сад не идем, через 10-15 минут ребенок внезапно выздоравливает: тут же начинает играть, настроение повышается – куда все делось? Если такая ситуация повторяется неоднократно, то родители могут заподозрить, что причиной таких ситуаций является элементарная симуляция. Комплекс жалоб стереотипен: ребенок сам выбирает, чем «болеть» ему больше нравится.

- В настоящее время есть абсолютно здоровые дети?

- Первая группа сейчас не ставится никому, от силы - 10%, это один ребенок из десяти, да и то, если его хорошо обследовать, то будет вторая группа здоровья. По-настоящему здоровых детей у нас очень мало. Ребенок приходит в сад уже с большим набором болезней. Поэтому говорить, что причина заболевания - в детском саду, не приходится.

- Может ли низкий уровень нравственности являться одной из причин заболеваемости у людей?

- Да, конечно. Нравственность – это совокупность психологических установок человека, как он ориентируется в жизни, что для него является приоритетным, основополагающим. Мысль формирует все вокруг человека. Формируется общее поле вокруг него. Все взаимосвязано. Состояние человека зависит от его настроя. Любая ситуация отзеркаливается и обратно возвращается. Негативный настрой, конечно, обрушивается на окружающих, но все равно возвращается к тому, от кого он исходит. Отсюда все наши проблемы.

Кто виноват в том, что больные дети находятся в детском саду?

В продолжение темы данного разговора, мы обратились с вопросами к заведующей московского детского сада №1410 Карпусь Раисе Даниловне.

По ее словам, анализ заболеваемости показывает, что, в основном, по понедельникам дети не приходят в сад. «Это статистика - примерно 80-90% случаев, - утверждает она. - Считается, что, если ребенок не приходит в понедельник, значит, случай домашний. Если не приходит на неделе – садовский».

Мы рассуждаем о том, кто виноват, когда ребенок уже заболел. Р. Карпусь считает, что нужно рассматривать проблему глубже и говорить о профилактике. «Как могут быть здоровыми дети, когда родители – молодые девочки - курят, пьют пиво, не соблюдают режим питания, - рассуждает она. - Чем они кормят ребенка? У многих детей – желудочно-кишечные заболевания. В качестве подарка, поощрения ребенку покупают чипсы, кока-колу, ведут в Макдональдс. А затем приводят в сад с целым букетом хронических заболеваний. И когда ребенок заболевает в саду, родители говорят, что в этом виноват детский сад».

«Здоровый ребенок только тогда здоровый, когда его нервная система здорова, - уверена Раиса Даниловна. - Если ребенок любимый, если он ощущает заботу, если от семьи получает защиту, что самое главное, тогда он растет уравновешенным, спокойным, добрым. Агрессия тоже порождает болезни. Если следовать основополагающим принципам нравственности – доброте, терпению, милосердному отношению друг к другу, тогда ребенок меньше болеет и быстрее выздоравливает».

Она также подчеркнула, что забота о сохранении и укреплении здоровья детей – это самая главная задача, которая стоит и перед дошкольным учреждением, и перед родителями.

Напомним, что, в соответствии с законом об образовании, именно «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуально развития личности ребенка в раннем детском возрасте».

«Государство создало сеть дошкольных учреждений в помощь родителям, - говорит Р. Карпусь. - И наши отношения с родителями должны строиться в интересах ребенка – на сотрудничестве, взаимопонимании и доверии. Давайте вместе растить их здоровыми и счастливыми».

Здоровый детский сон - это показатель хорошего психического развития ребенка. Он во многом зависит от того на сколько ребенок чувствует уверенность в себе, которую, в свою очередь, оценивает через оценку внимания близких ему людей. Детские кровати самых разнообразных моделей, погрузят вашего ребенка в сказку и мир фантазий.

Надежда Бигашева (Киселева)
Здоровье ребенка в детском саду

Детский сад для ребенка - это практически его второй дом. Так как большую часть времени он проводит в детском саду . Но нужно подчеркнуть, что в каждом дошкольном учреждении присутствует агрессивная вирусная среда и она постоянно обновляется. Поэтому каждый попавший в эту среду ребенок подвергается угрозе частых простудных заболеваний. Несмотря на то, что у ребенка насморк или другие симптомы простуды или гриппа, родители все равно ведут своих детей в детский сад ,

не подозревая о том, что они подвергают опасности всех детей группы.

От инфекций ребенок не спрячется нигде ни дома, ни на площадке, и тем более не в садике. Среди инфекционных заболеваний есть такие, которыми лучше ребенку переболеть в детстве . Ведь когда ребенок маленький болезнь проходит легче. К таким болезням относятся ветрянка, краснуха и т. д. Чаще всего этими болезнями можно заразиться в детском саду .

Многие респираторные заболевания вызываются вирусами. И эти вирусы подхватывают воспитанники детского сада . Каждое заболевание, которое переносит организм ребенка , приводит к формированию иммунитета против этого возбудителя. Если простудные заболевания или другие, какие - либо болезни затягиваются или сопровождаются осложнениями, значит у ребенка слабый иммунитет .

Известно, что многие педиатры рекомендуют отдавать ребенка в доу в возрасте четырех лет, так как к этому времени иммунитет малыша уже более развит. До того как отдавать ребенка в детский сад , его сначала надо к этому подготовить. К сожалению, есть дети, которые часто болеют и мамам этих нужно подумать, что же делать в таких случаях? Мамам таких детей нужно заняться укреплением здоровья своих малышей .

1. Проветривать комнатные помещения, чаще гулять на улице.

2. Так же укрепить здоровье может помочь закаливание.

3. Так же очень важен рациональный режим питания и распорядок дня. Ребенок должен воспринимать еду в садике, как естественную, поэтому следует приучать его к кашам, киселям, компотам задолго до посещения детского сада .

4. Малыш, который знаком с гигиеническими правилами и навыками уже дома проходит период адаптации в садике намного быстрее. Правильное питание ребенка укрепит его здоровье и его организм будет подготовленным к психологической нагрузке.

5. Есть еще один способ укрепить организм ребенка- это спорт . Спорт не только укрепит организм ребенка , но и нормализует его психологическое состояние.

6. Танцы, физкультура, плавание, гимнастика- все это укрепляет иммунитет ребенка и защищает его организм от негативных воздействий.

7. И, конечно же, здоровье ребенка в детском саду зависит от стабильного эмоционального и психологического состояния, от способности малыша общаться со своими сверстниками, с взрослыми.

От чего же зависит сила иммунитета ребенка ?

Почему один малыш может целый день бегать босиком по лужам и ничего не подхватить, а другой моментально реагирует повышением температуры даже на кратковременную прогулку в сырую погоду? Как видно, у первого ребенка сила неспецифического иммунитета гораздо выше, чем у второго.

Вакцинация, конечно, хорошее дело. Благодаря ей дети становятся невосприимчивыми к кори, ветрянке, коклюшу, дифтерии, некоторым формам гепатита и т. д. Однако неспецифический иммунитет вакцинация повысить не в силах. Малыш может иметь все прививки, соответствующие своему возрасту, и при этом каждый месяц страдать от ангины, трахеита, бронхита, отита. К сожалению, эти заболевания вызываются микроорганизмами, от которых прививок не делают.

Основные факторы, влияющие на состояние неспецифического иммунитета ребенка , следующие :

1)Условия жизни, обустроенность быта. Плохое материальное положение родителей, необходимость частой смены места жительства подрывает детский иммунитет .

2)Психоэмоциональная атмосфера в семье, в дошкольном учреждении. Если родители не прочь выпить и громко выяснять отношения при детях, если малыша обижают в детском саду , сопротивляемость организма падает. Малышу для здоровья нужны ласка , любовь и забота его близких.

3)Качество питания. Ежедневный рацион ребенка должен включать все необходимые витамины, микроэлементы, минералы. Несбалансированное питание существенно снижает иммунную защиту. Питание должно быть как можно более разнообразным и состоять из продуктов растительного и животного происхождения.

4)Наличие врожденных и приобретенных заболеваний. Иммунная система ребенка не может функционировать должным образом, если какие-либо его внутренние органы поражены болезнью. Довольно частое явление в детском возрасте – ослабление иммунитета из-за кишечного дисбактериоза, гастрита, пиелонефрита и т. д.

Слабый иммунитет у малыша следует заподозрить, если он болеет простудой более шести раз в год, и при этом заболевания протекают с осложнениями в виде ангины, пневмонии, а традиционное лечение помогает плохо.

К выбору дошкольного учреждения, где ребенку предстоит проводить большую часть своего детства , нужно подходить осознанно. И перед родителями стоит это важное решение.

Если малыш счастлив в детском саду , и с улыбкой идет домой,

То счастлива и его мама!

Причины, побуждающие ребенка драться

1. Если дерется с родными или сверстниками, то причины кроются в семейной атмосфере. Агрессия часто проявляется у детей, в семьях которых физическое воздействие в порядке вещей.

2. В тех случаях, когда родители постоянно кричат, и тем более дерутся между собой или бьют ребенка , тот перенимает подобную линию поведения. Каждый год в такой обстановке озлобляет кроху. Старшим он ответить пока не может, вот и вымещает злость на более слабых.

3. Постоянная критика также может вызывать драки. Важно не забывать отмечать успехи малыша.

4. Нехватка внимания. При равнодушии со стороны родителей и недостаточном проявлении любви кроха может начать драться, чтобы обратить на себя внимание.

5. Излишняя строгость, чрезмерное количество запретов, железная дисциплина.

6. Игнорирование склонности к дракам и поощрение в виде похвалы, когда ребенок дает сдачу .